Учителя будущего: какие знания нужны нашим детям?

О революции в современной школе

Рэй Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту» писал: «Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого. В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником». Настоящий учитель тоже «садовник», потому что и от него напрямую зависит, какими людьми вырастут наши дети.

Текст и фото Наталия РЫСЕВА

О том, какой должна быть современная школа, и о стратегии управления учебным заведением «НЕДЕЛЯ» поговорила с директором Звенигородской школы №4 Оксаной Кляпкой.

– Оксана Владимировна, вы из педагогической династии. Это, видимо, и повлияло на ваш выбор профессии?

– Ни минуты не сомневалась, что стану учителем. Мне всегда нравилось работать с детьми, с пятого класса я была председателем совета отряда, потом дружины. А когда развалился Советский Союз, организаторские способности пригодились в моей карьере. Естественно, среда, в которой я росла, тоже сказалась на выборе, хотя до последнего он оставался за мной.

– Руководящая должность – это новый уровень ответственности и объем работы. Изменились ли в связи с этим ваши взгляды на современную школу? Какой она должна быть сегодня?

– В подготовке детей к взрослой жизни не должно быть шаблонов, потому что они разрушают творческое мышление, искажают индивидуальность, препятствуют развитию самостоятельности.

Прежде всего необходима цифровая трансформация. Смартфоны на парте сейчас становятся необходимым инструментом, как учебник или ручка. Запрещая гаджеты на уроках, мы ничего не добьемся. Лучше научить детей безопасно пользоваться интернетом. На уроке теперь можно «посетить» Лувр, «зайти» в лабораторию какого-нибудь НИИ, «поучаствовать» в опытах или «сходить» на перемене в Ленинскую библиотеку по QR-коду.

Скоро у нас заработает «умная» сеть wi-fi: правильное решение задачи или ответ на вопрос будут паролем доступа к интернету.

– Директор современной школы – какой он?

– Креативный (улыбается). Директор уже давно не только хозяйственник, управляющий учреждением. Он прежде всего стратег, ставящий цели, планирующий развитие учебного заведения и видящий конечный результат. Административную деятельность и свое время можно упорядочить с помощью тайм-менеджмента, а бумажную рутину отчетов перевести в электронный документооборот. Администрирование в нашей школе стало полностью цифровым.

– Онлайн-образование в связи с пандемией – это для вас положительный или отрицательный опыт?

– Здесь было важно проверить нашу готовность к такому шагу. Не все школы справились с поставленной задачей на отлично, и это повод задуматься, насколько мы используем современные ресурсы. Применять в образовательных программах цифровые технологии мы просто обязаны.

– Назовите условия, которые вам необходимы, чтобы реализовать свои планы.

– Чтобы реализовать все задуманное, сначала надо изменить свое сознание. Но не все учителя могут и хотят меняться. Есть две категории педагогов. Одним удобно жить по старым правилам и стандартам, другие же с радостью принимают новую систему и готовы идти в ногу с подрастающим поколением «альфа» или даже впереди них.

Основная цель образования – дать предметные знания, но, к сожалению, большинство выпускников не в состоянии применить эти навыки на практике. Детей необходимо учить, например, финансовой грамотности наравне с математикой, чтобы они могли планировать не только свой бюджет, но и применять эти знания во всех сферах жизни.

– А что вы скажете о профессиональной ориентации школьников?

– Необходимо повысить уровень предпрофессионального образования, чтобы дети могли проходить производственную практику. В планах сотрудничество со Сбербанком, так как там реализуют огромное количество образовательных проектов, связанных практически со всеми сферами жизни современного человека. Надеюсь и на соглашение с концерном «Алмаз-Антей». Как директор, я прекрасно понимаю, что не все будут отличниками, но моя задача – обеспечить для всех равные возможности.

– Какие-то выводы по предпрофессиональному образованию вы наверняка уже сделали. Что предпринято на их основании?

– Больше половины старшеклассников к окончанию школы еще не определились, кем быть, и чаще всего за них принимают решение родители. Поэтому мы ведем интенсивную профориентацию. Сотрудничаем с высшими и средними специальными учебными заведениями, во внеурочную деятельность и элективные курсы добавятся предметы, которые помогут выбрать специальность. Сформированы классы с предпрофильным обучением по технологическому, естественно-научному, гуманитарному, социально-экономическому направлениям.

Мы заключили соглашения с Академией гражданской защиты МЧС, Российским союзом спасателей и выходим на уровень переговоров с Техническим пожарно-спасательным колледжем имени Героя РФ В.М. Максимчука. Девятиклассники смогут выбрать – продолжить обучение в кадетском классе МЧС до 11 класса или поступать в профильные средние специальные учебные заведения.

Со следующего года планируем на базе восьмого класса ввести медицинское направление. Уже подписано соглашение с Российским национальным исследовательским медицинским университетом имени Н.И. Пирогова. Есть идея открыть и педагогический класс.

Конечно же, внедрить все задуманное сразу невозможно. Будем постепенно расти, готовить коллектив преподавателей, вводить изменения в рабочие программы каждого предметника. Даже технология обучения станет другой: ребята будут изучать 3D-моделирование и графический дизайн. Лет через 15 большое количество профессий просто исчезнет, и куда пойдут наши дети? Так лучше уже сейчас подготовить их к глобальным изменениям и дать возможность найти свое место в жизни.

Расскажите о нас в социальных сетях: