Воспитатели раскрывают секреты счастливого детства

Дома ребенок не хочет есть, в садике же опустошает тарелку без сопротивления, у мамы с папой отказывается спать или убирать игрушки, а в группе с этим нет никаких проблем – знакомые для многих родителей ситуации. Накануне Дня работников дошкольного образования, который отмечался 27 сентября, «НЕДЕЛЯ» пообщалась с воспитателями детского сада №79 в Одинцово и узнала, что является самым главным в работе с детьми разного возраста.

Подготовила Анна ТАРАСОВА

КРЕПКИЕ НЕРВЫ И ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ

Галина Кузнецова, воспитатель ясельной группы

Ребята двух-трех лет в садике совсем недавно, каждый из них привык жить по своим правилам, поэтому здесь достижением считается все – аккуратно сложенная одежда на стульчике и отказ от соски, правильно застегнутые ботиночки и новое слово. Самых маленьких хвалят даже за желание посидеть на коленках у воспитателя. Просятся на руки – значит, стали больше доверять. А вообще действует проверенное правило: любая привычка вырабатывается не меньше двух недель.

Учитывая, что в одной группе на двух воспитателей может приходиться до 30 «домашних» детей, невероятным кажется, что справляются с ними всего в четыре руки. Галина говорит, что точно так же не может понять, как с детьми может быть сложно. Выручает опыт и… тактильный контакт: «Мы общаемся в момент, когда дети готовятся ко сну, и то один, то другой начинает хныкать. Совершенно инстинктивно воспитатели тут же делают массаж, гладят по плечам, обнимают. И дети успокаиваются».

– Главное, чтобы не плакали, – говорит Галина, – существует же мнение, что, если ребенок много плачет в первые годы жизни, через 20 лет это проявится в неустойчивости и уязвимости его нервной системы. Поэтому мы стараемся давать как можно больше тепла и ласки. Никаких слез – лучший рецепт счастливого детства.

РАЗЛОЖИТЕ ВИНЕГРЕТ НА ИНГРЕДИЕНТЫ

Одна из самых серьезных сложностей, с которыми не раз сталкивались взрослые, – нежелание ребенка есть что-то новое. Галина в такой ситуации советует сделать из незнакомого блюда набор известных и любимых ингредиентов:

– У нас был случай, когда мальчик отказывался есть винегрет, увидел и заявил: «Не знаю, не буду». Тогда мы просто разобрали блюдо на части. Смотри, это картошка, ты же ее любишь? Люблю. А это у нас что? Морковка. Тебе она нравится? Да. Отобрали морковь, потом свеклу. Так мы разделили винегрет на несколько частей, каждую из которых малыш пробовал и любил. Дальше можно есть овощи по отдельности или снова перемешать, и ребенок уже не откажется от насторожившего его поначалу блюда.

ПРОВОДИТЕ УБОРКУ ДЛЯ ИГРУШЕК

Аккуратность – прекрасное качество. И привычку наводить порядок необходимо прививать с самого раннего детства. Другой вопрос, как делать это правильно.

– Не получится приучить ребенка к аккуратности, взывая к его совести, ругая или повышая голос, — объясняет Галина. — Малышу нет разницы, лежат игрушки в ящике или раскиданы по полу, главное, чтобы их легко было взять, когда захочется. Проще всего приучить детей наводить порядок, если они будут понимать, для кого они это делают. И не всегда вариант «для мамы» самый правильный. А вот если в игре показать, что игрушки могут заболеть или вообще убежать из дома из-за того, что их раскидали, и повторять это из раза в раз, дети постепенно привыкнут. Раз мишке плохо от того, что он валяется на полу, сажать его на диван рано или поздно войдет в привычку.

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

Галина Фомина, воспитатель старшей группы

На следующий год сегодняшние «предшкольники» начнут ходить на подготовительные занятия. И к этому этапу в детском садике тоже подводят правильно. Важно, чтобы к моменту, когда дети идут в школу, они умели хорошо сидеть. Это очень сложно в пять или шесть лет. Усидчивость, в числе прочего, и вырабатывают воспитатели. Например, играют с детьми в настольные игры, вместе рисуют, лепят.

– У каждого возраста своя шкала усидчивости. В группе пяти – шестилеток занятия за столами длятся 20-25 минут. В подготовительной группе – полчаса. Дольше им сидеть вредно. Если не прививать этот навык, ребенок, оказавшись на подготовительных занятиях, очень сильно устанет. И ему будет совсем не до учебы, – говорит Галина.

Еще одна функция, которую берет на себя воспитатель старшей группы, – обучение красивой речи.

– Учителя начальных классов жалуются, что в последнее время дети стали очень просто говорить, не умея ни пересказывать, ни описывать что-то словами, – замечает Галина. – На это влияют и современные гаджеты. Поэтому до школы язык детей максимально стараемся развить мы. Проводим занятия, где есть задания сказать слова нежно, описать время года разными способами, стараемся сделать все, чтобы речь наших детей стала литературной.

ВМЕСТО ДНЕВНОГО СНА – ПАУЗА ДЛЯ ГЛАЗ

– В любом возрасте большинство детей не любят спать днем. А это важно, особенно если в садик они встают в семь утра, а ложатся далеко не всегда в положенные девять вечера. Мы в старшей группе никогда не «ложимся спать», это никому не нравится, – продолжает Галина. – Зато мои ребята знают, что глаза получают самую большую нагрузку в течение дня. И как бы ни устали до обеда руки или ноги, глазам нужно отдохнуть гораздо сильнее. Поэтому мы ложимся, чтобы было удобнее, и устраиваем для них перерыв. Обычно за десять минут засыпает уже вся группа.

СТАРШАЯ ГРУППА ДЛЯ МЛАДШЕГО БРАТА

Инесса Налбандян, воспитатель старшей группы

Детский сад – хорошая площадка для экспериментов. В том числе и с возрастом воспитанников. В группе Инессы ребята от пяти до семи лет, но этой осенью ее возрастные границы значительно расширятся за счет младших братьев и сестер воспитанников.

– Летом мы ставили короткий эксперимент, когда во время прогулки мамы приводили к нам малышей, и мои ребята неожиданно становились «старшими». В этом году решили попробовать взять к себе на кратковременное пребывание несколько детей, которые по возрасту могли бы идти в ясли. Мне кажется, именно такая адаптация будет наиболее мягкой и комфортной для детей, – рассказывает Инесса.

Появление в группе малышей, как показал опыт, заставляет даже пятилеток становиться взрослее и ответственнее. Какие еще результаты принесет совместное воспитание разновозрастной группы, интересно будет понаблюдать через несколько месяцев. Пока все на стадии эксперимента.

ЕДИМ ЛИШЬ ПРАВУЮ ПОЛОВИНУ СУПА

– Его любят далеко не все, но отказываться от первого не хотелось бы, — говорит Инесса. — Поэтому у нас сложился действенный метод, в котором детям можно съесть только половину – правую или левую. Я провожу по тарелке линию, как бы разделяя ее содержимое пополам, и предлагаю ребенку выбрать, какую из частей он съест. Понятно, что все это лишь визуальный эффект. Но дети, довольные тем, что им разрешили есть до тех пор, пока только выбранная половинка тарелки не опустеет, быстро съедают всю порцию.

УСПОКАИВАЕМСЯ МОЦАРТОМ И ПОЗОЙ ЛОТОСА

– Чтобы снизить активность ребят перед сном, я включаю классику и предлагаю им лечь на пол. Мы располагаемся кругом и внимательно слушаем музыку. Заранее я рассказываю, о чем эта композиция. Рекомендую Моцарта и Вивальди. «Времена года» для них вообще очень понятны, они их как-то искренне переживают, – продолжает воспитатель. – А еще мы перед сном садились в позу лотоса и медитировали. В 21 веке детям даже не нужно объяснять это слово. Им нравится складывать пальчики в позе йога и думать о чем-то хорошем, обычно мы выбираем тему для этого. Такие эксперименты, особенно с музыкой, действуют на нервную систему гораздо лучше, чем призывы успокоиться

Расскажите о нас в социальных сетях: