Любовь благодарности не ждёт и не требует…

Всемирный день сирот отмечается на планете во второй понедельник ноября, а 20 ноября утвержден Всемирный день ребенка. В гостях у семьи Вороновых, в которой воспитываются приемные дети, корреспондент «НЕДЕЛИ» убедился, что чужих детей на самом деле не бывает.

Подготовила Наталия РЫСЕВА

Первыми меня встретили мальчишки-погодки и сразу повели в столовую. Здесь, за большим семейным столом, накрытым к чаю, я и узнала, что в семье всего десять детей, и не сразу поверила, что семь из них – приемные. Их невозможно было отделить от родных.

– Елена, как вы с мужем решились взять в семью приемных детей? Это же громадная ответственность, и у вас есть свои дети.

– Все дети наши, и мы не разделяем их на родных и чужих. А стать приемной мамой мне хотелось всегда. Я родилась в Ташкенте, а там многодетные семьи – обычное дело. Муж какое-то время не был готов к такому шагу, да и жили мы в Москве в квартире. Но в доме родителей все получилось. Маме стало тяжело справляться с большим домом, и она переехала в Москву. Мы продали квартиру, чтобы провести в дом воду, наладить отопление, и я снова приступила к мужу: «Олег, вот есть дом, все возможности, давай возьмем ребенка из детского дома!» Я оставила работу, которой отдала 13 лет без выходных, отпусков, не видя, как растут дети. Однажды поняла, что больше так не могу, хочу нормальной семьи, быть дома, варить щи и борщи, воспитывать детей, быть мамой.
На тот момент подросли свои трое детей Аня, Лиза и Егор. Аня давно тяготела к Москве, все реже приезжала, Лиза вот-вот тоже уйдет строить свою жизнь – птенцы готовились вылететь из гнезда, и большой дом стал бы пустым. И вдруг муж согласился. На большом семейном совете единогласно постановили «Берем!» Первой в наш дом вошла Ангелина.

– Как проходила адаптация в новой семье?

– Геле исполнилось 14 лет, и было трудно первую неделю. Но уже через несколько дней она подружилась с Лизой, и они быстро стали настоящими сестрами. Потом мы взяли в семью Тараса, хотя его увидели первым, когда учились в школе приемных родителей при детском доме в Рузе. Да, трудный подросток, но мы не списывали его проблемы на кровных родителей, гены и детский дом, а просто стали мамой и папой.

Я опять начала уговаривать мужа взять еще детей, и мы привезли из Каширского детдома братьев – шестилетнего Ярослава и четырехлетнего Диму. Знаете, если Димка перестал прятаться под кровать с едой и оттаял душой, а Тарас перестал ждать, что его снова отдадут в детдом, можно сказать, что у нас все получилось.

Димка, когда проснулся в новом доме, обнял меня и сказал: «Мамочка, ты у меня пьинцесса с каёной и твой любимый цвет ёзовый». Он очень ценит отношения между людьми. Например, до сих пор над кроваткой на стене висят фотографии воспитателей детского садика «Аленка».

Потом с нами стала жить загадочная Рузиля, и первое, что она попросила – покреститься в православной церкви. Каждый ребенок привносит что-то свое, изменяя нас…

Во время первой волны пандемии нам предложили взять еще двоих детишек, и снова на семейном совете было решено: «Берем!» Так в семье появились Максим и Дима-большой. За детей всегда надо бороться до конца, если принял в семью. Вернуть – это все-таки предательство.

При этом мы совершенно спокойно общаемся с родной мамой Ярика и Димы-маленького, дети по-прежнему называют ее мамой. Абсолютно не задевает. Как можно сказать ребенку не люби свою маму?

– Как успеваете за всеми уследить?

– У нас есть определенные строгие правила, которые дети неукоснительно соблюдают. Каждый за собой моет посуду, заправляет постель. В 21:30 дети сдают телефоны, ночью никто не играет в игры. Никогда никто на прогулке не отключает телефон, возвращаются вовремя. Как только кто-то нарушает заведенный порядок, тут же кладет телефон на стол и садится читать интереснейшие книжки. Когда есть правила, хаос отступает.

Хотя, признаться, я по своему характеру – сам хаос (смеется), но у нас есть глава семьи, и папа очень быстро наводит порядок. Его любят и слушаются, его слово закон. Мужу я благодарна за все. В первую очередь – за исполнение мечты о большой семье. Мы одинаково относимся ко всем детям, может быть, поэтому все они чувствуют себя родными в нашей большой семье…

Мы очень любим отмечать дни рождения. Именинник получает 11 подарков, а мы с папой даем возможность каждому ребенку выбрать подарок своему брату и сестре. Дети очень любят Новый год. Мы построили во дворе большую гостевую беседку, в которой отмечаем семейные праздники, здесь собираемся вместе в выходные. Обязательно выезжаем в кинотеатр на просмотр новых кинокартин или анимации.

– Чем увлечены дети и о чем мечтают?

– Димка-маленький мечтает стать военным или полицейским, подвергает анализу все, что познает, логически мыслит. Думаем отдать в кадетский корпус, когда подрастет. Он учится без троек, полюбил свою учительницу Дарью Михайловну, и мы ей благодарны, что так глубоко прочувствовала мальчика. Рузя увлеклась рисованием, побеждая в школьных конкурсах, занимается в кружке в Доме детского творчества, но хочет стать кинологом. А Ярик у нас стилист, творческая личность, обладает чувством прекрасного и изящного. Рузиле придумывает прически, накладывает макияж, девчонкам красит ногти, а еще помогает по дому. Любит готовить, сервировать стол. Сначала хотел стать поваром, потом строителем – он любознательный, ему все интересно. Вместе с Рузей занимается в кружке рисования. Футбол и вообще спорт – не его конек.

А вот Тарас и оба Димы просто обожают футбол, и до такой степени, что в него стали играть Максим и даже Рузя. Тарас с Гелей окончили школу, Тарас поступил в Тучковский автомобильный колледж, Геля – в поисках будущей профессии.

– Елена, как сложилась жизнь ваших старших птенцов, тех, кто первыми вылетели из родительского гнезда?

– Анне 30 лет, работает бизнес-аналитиком в фармакологической компании. Пока что карьера – превыше всего, но приезжая в отчий дом, всегда говорит: «Как хорошо с вами!» Лизе 20 лет, она вышла замуж. И они с мужем сейчас живут с нами. А Егор в приемных братьях и сестрах нашел единомышленников и друзей.

– Главное в отношениях с детьми?

– Доверие и честность. Дети чувствуют фальшь и ложь. Их невозможно обмануть. Хотелось бы, когда нас с отцом не станет, чтобы они остались такими же близкими и родными друг другу и чтобы у них все в жизни сложилось.

– Что посоветуете приёмным родителям, которые решили взять ребёнка из детского дома?

– Важно не ждать благодарности. Не думать, приняв решение об усыновлении, что вы совершаете благое дело. Такая позиция предполагает ожидание благодарности. Да, это благое дело, но относиться к этому надо как-то иначе, не превознося свой поступок, а просто взять дитя из любви к нему. Любовь ведь не требует благодарности…

Я через это прошла, мне тоже казалось, что я делаю благое дело. А ребенок взял и «накосячил», и уже же готово было сорваться с языка: «Я ж тебя, а ты…» Вот в этот момент я поняла, что это совсем другая история – не высокого подвига, а любящего сердца, которое и всякий проступок покроет. Не совершайте этой ошибки, ведь ребенок не просил вас о благодеянии. Не гордитесь. Просто дайте маленькому человеку нормальную жизнь, и все. И не ждите ничего взамен, потому что семья должна быть у всех, и приемные дети ничем не отличаются от родных…

– Какие планы на будущее?

– Хочу еще ребенка…

Что такое мама, семья, любовь и счастье?

Егор:
– Мама – это самый близкий, родной человек, который обязательно поможет в жизни, выручит в неловких ситуациях, поможет с уроками, накормит, оденет, обует. Любовь – это счастье и радость. Она или есть, или ее нет. Если она есть, то это во всем.

Ярослав:
– Счастье — это когда просыпаешься утром, спускаешься вниз в столовую и мама там. Она есть. Даже, когда ее вот сейчас нет в столовой, она куда-то уехала, ты знаешь, что она обязательно вернется. Или она играет в «пожарника», когда сильно устает: заглянешь в комнату – спит. Но ведь все равно скоро проснется. Она же есть! Если родителей нет утром дома, я умываюсь, одеваюсь и иду во двор кормить кур и гусей, еще поросенка. Мама козу хотела, но мы не любим такое молоко.

Геля:
– Семья – это когда тебя ждут и ты нужен, когда помогут в трудную минуту, и неважно, сколько тебе лет. И ничего не ждут взамен. Любить – значит сделать этого человека счастливым, принимать его таким, какой он есть, не обращать внимания на мнение окружающих. И творить добро во имя любви.

Тарас:
– Когда я приехал в этот дом, все равно первое время боялся, что меня вернут назад в детдом. А потом понял, что меня здесь любят, что я нужен. Семья дает жизнь. Иногда мне кажется, что я и родился в этой семье, и детский дом – всего лишь дурной сон.

Расскажите о нас в социальных сетях: