Для чего нужны логопеды?

«Конечно, чтобы учить детей правильно произносить звуки», – уверенно ответим мы. И ошибемся. На самом же деле занятия у логопедов давно посещают не только те, у кого есть проблемы с шипящими и свистящими. В наше время это специалисты широкого профиля, решающие также психологические проблемы и помогающие родителям разговаривать с собственными детьми.

Подготовила Анна ТАРАСОВА

В Международный день логопеда, 14 ноября, корреспондент «НЕДЕЛИ» выяснил у Натальи Лесиной, учителя-логопеда детского сада №79, в каких случаях, кроме проблем с дикцией, стоит обращаться к представителям ее профессии.

«Помощь логопедов становится все более востребованной, так как ежегодно увеличивается число детей с речевыми нарушениями, – говорит моя собеседница. – И чаще всего родители обращаются к нам именно из-за проблем звукопроизношения. Но почти никто не догадывается сказать на приеме, что у ребенка слабо развит словарный запас или он затрудняется правильно построить сложную фразу».

– И это кажется логичным, потому что все эти проблемы никак не связаны с тем, насколько чисто ребенок говорит…

– Но именно логопед должен помогать разбираться с такими проблемами. Это еще одна часть нашей профессии, о которой знают далеко не все. Мы занимаемся развитием речи, словарного запаса, учим детей грамотно строить сложные фразы, объясняем, что такое звуковой анализ. Эти знания очень пригодятся им как для общения со сверстниками, так и при подготовке к школе.

– Что имеется в виду под звуковым анализом у дошкольников?

– Они на слух учатся определять, какой звук в слове первый, какой последний и так далее. Когда начнется обучение чтению и письму, дети освоят это гораздо быстрее. Они будут знать все про звуки, их место в слове, научатся устно строить красивые предложения, им останется лишь запомнить, как выглядят эти буквы, чтобы научиться читать.

«КАКИЕ-ТО БУКВЫ ДЕТИ ПРОСТО НЕ ВОСПРИНИМАЮТ»

Если вернуться к произношению, то и здесь нас ожидают сюрпризы. Например, сложности с теми же шипящими не всегда означают лишь проблемы с выговариванием.

– Прежде всего родителям важно понять, в чем у ребенка проблема. Например, для постановки определенного звука нужно подготовить не только артикуляционный аппарат. Ребенок должен уметь внимательно слушать. Принято считать, что те дети, у которых есть проблемы с выговариванием, не понимают, как правильно ставить язык. Но это далеко не всегда так. Малыш может, например, просто не знать, как правильно звучит то, что он должен произнести. Или, отработав со специалистом артикуляцию звука, он легко и правильно говорит на занятии, но не может ввести его в повседневную речь. В таких ситуациях важно тренировать слуховое внимание. Д-тям необходимо понимать, как часто сложный для них звук возникает вокруг. Мне очень нравится игра «Хлопни, если услышишь, что слово свистит», когда мы отрабатываем свистящие. Я перечисляю ребенку самые разные слова, и на том, где есть изучаемый звук, он должен хлопнуть. Так он учится быстро реагировать на этот звук.

– А он может не слышать такой звук?

– Скорее, быть не нацеленным на его восприятие. В норме он, слыша правильную речь, просто подражает и подстраивается под верное произношение. Но если этого не происходит, значит, для него пока нет ясной, воспринимаемой на слух разницы между «шапка» и «сапка». И здесь задача родителей, общаясь с детьми или, разговаривая между собой, как можно четче проговаривать те самые проблемные слова. Иногда стоит делать вид, что не понимаешь ребенка, когда он сказал неверно. Не всегда заставить повторить слово с «ш» или «р» десять раз – лучшее решение. То, что сын или дочь скажут его, как попугай, не означает, что при построении фразы, это слово вплетется в нее с правильным звучанием. Порой переспросить, изобразив непонимание, полезней.

О ЧЁМ И КАК НАДО СПРАШИВАТЬ

– Родители ведь наверняка могут помочь ребенку развить речь?

– Конечно, и здесь много способов. Например, важно то, как мы общаемся с детьми – сводим диалог к односложным ответам или нет. «Как прошел день? – Хорошо. – Что сегодня делали? – Играли, ели. – Кормили вкусно? – Да». Если взрослых устраивает такое общение, надеяться на развитие разговорных навыков сложно. Даже если ваш ребенок привык так отвечать, усложните задачу. Замените вопросы на более детальные. «Расскажи, какое самое интересное событие произошло за сегодняшний день?», «Кто из ребят был одет красивее всего и во что?», «Что смешного произошло в группе?», «У всех ли сегодня было хорошее настроение? Почему? А как можно было бы его улучшить у того, кто грустил?». На такие вопросы дети будут отвечать развернуто. Им самим станет интересно общаться с вами.

Опять же для развития словарного запаса очень полезно читать детям вслух. Чтобы они набирались новых слов не из телевизора с однотипными диалогами героев, а из книжек, в которых есть сложные и красивые конструкции. А большинство мам давно отказались от этой практики, включая перед сном зачастую одни и те же мультфильмы. На основании чего же тогда детский мозг будет развиваться?

В ближайших номерах «НЕДЕЛИ» мы постараемся дать конкретные упражнения для решения тех или иных речевых проблем, наработки важных навыков. А пока попробуйте проанализировать сами, насколько насыщенным является ваше общение с детьми.

Расскажите о нас в социальных сетях: