Интуитивная живопись: гармония на кусочке картона

Алексей Быстров — один из ведущих российских художников, который работает в технике «разливов». Этот вид творчества раскрывает глубинные эмоции, снимает стресс и усталость. Художник часто проводит занятия в Москве и Подмосковье. Встретившись с мастером в Звенигороде, корреспондент «НЕДЕЛИ» узнал у него, в чем секрет «разливов» и что значит создавать картину интуитивно.

Беседовала Шорэна ДЖАХАЯ

– Алексей Анатольевич, когда вы решили стать художником и как пришли к технике «разливов»?

– К профессиональному художеству меня подтолкнула работа над восстановлением архитектурных памятников Москвы и области. В 90-х годах я начал развиваться в направлении интуитивной живописи, постепенно разрабатывая методику. Это свобода и безграничное творчество. Для меня искусство в большей степени – познание жизни и самого себя.

– Чем отличается «интуитивная» от другой живописи?

– Сейчас множество «правополушарных» направлений в живописи. Интуитивная имеет несколько иное происхождение. Ее следует воспринимать как некую информацию извне, поступающую в подсознание, когда мы находимся в творческом потоке.

– В чем секрет интуитивного рисования?

– Главное – следовать за своим сердцем и внутренней гармонией. Вдохновение может прийти в любой момент, в процессе работы, во сне или как озарение. Идеи, темы, сюжеты спонтанно выливаются в абстрактные формы. Методика интуитивного рисования активизирует правое полушарие, которое отвечает за пространственно-образное мышление. Она помогает человеку
отключить аналитические способности, когда они мешают
творчеству.

– Какие материалы вы используете для работы?

– Гуашь, плотный картон и хорошее расположение духа. Картон хорошо замачиваем водой, а потом выбираем до 10 цветов. Маленькую ложечку краски размешиваем с водой в маленьком стаканчике. Делаем два-три крупных разлива. Не стоит анализировать свои действия. Традиционно я начинаю с темных тонов и заканчиваю светлыми.

– Надо ли думать о сочетании цветов?

– Когда человек начинает работать в этой технике, на первом этапе он выплескивает свои проблемы, и тут не до сочетания цветов. К этому
приходят позже. Интуитивная живопись ближе всего к написанию музыки. Основная задача – создать на кусочке картона гармонию. Это невозможно объяснить словами, но вы всегда можете увидеть, что это красиво. Создавая гармонию на картоне, вы создаете ее внутри и вокруг себя.

– Сложно ли освоить такую технику рисования?

– Для многих «разливы» – процесс тернистый и сложный. Особенно для мужчин, им тяжело переломить себя. У женщин интуиция лучше.

– «Разливы» должны быть интересны детям. С ними пробовали рисовать?

– У детей получается прекрасный «разлив», но в этой технике лучше всего работать с более терпеливыми студентами. Наши мастер-классы
проходят в два этапа. Сначала медитативное состояние, мы делаем «разливы» и отдыхаем. Потом картоны пару дней высыхают. Затем картины дорабатываются до гармоничного звучания пастелью. Часто это уже скрупулезная, долгая и творческая работа.

– Насколько мне известно, ваши мастер-классы бесплатные…

– Мы рисуем в одной из столичных библиотек. В основном приходят женщины, многие из них пенсионеры. Мы пишем картины для души.
Люди радуются успехам друг друга, это уникально для нашего времени. Как и то, что с нас не взимают арендную плату, причем уже седьмой год. Соответственно, и я провожу занятия бесплатно.

– Пробовали переносить изображения с картона на одежду?

– Конечно. Мы устраивали вечер модных показов. Наши девушки демонстрировали свои работы на платьях, зонтах и платках. Ткани с «разливами» несут смысловую информацию, они более интенсивные
по цвету. Наряды в таких оттенках украсят любую женщину.

– За рубежом уже представляли свои работы или делились опытом?

– Я ездил только в Индию, но семь раз. Учусь у них отношению к жизни, они ее чувствуют по-особенному. Там осознаешь, что все мы – частицы Вселенной. В Индии я проводил занятия по «разливам»,
и там людям нравится такое творчество.

– А у нас?

– Картина, в которой участвовало творчество, живая. А неживая – просто ремесленная работа. Для написания портрета особого вдохновения не нужно, достаточно уметь держать кисточку и знать технику. К сожалению, этой разницы наши люди иногда не чувствуют.

– Что означает ваша подпись на картинах «Алексей Быстров +»?

– Красота и гармония идут изнутри каждого человека и стимулируются некими неизвестными нам силами Вселенной. В конце 19 века среди художников шла дискуссия, нужно ли подписывать свои картины, если вы не являетесь на сто процентов автором, если вы соавтор. И тогда они не подписывали свои картины, просто занимались Чистым Искусством. Свои работы я подписываю «Алексей Быстров +», в знак благодарности своим «соавторам».

– Каким вы видите будущее?

– Хочу создать школу. Интуитивную живопись смело можно вводить в систему образования в любом институте, чтобы человек научился слушать себя и свой внутренний голос.

Анна — бельгийка, живёт в Москве более 20 лет. Занимается интуитивной живописью уже пять лет:
— Мне интуитивная живопись даёт уверенность, и я знаю, что имею право на существование так, как мне хочется. Здесь я свободна. В моих работах часть моей души. Как-то с мужем ехали в Европу и по дороге вдруг я задумалась, что у меня есть? Работы нет, деньги не зарабатываю, перспектив на данный момент никаких, но я ощущала себя счастливой, ведь у меня есть мои картины! Свои работы я не продаю. Иногда дарю своим подругам. Одной приятельнице так понравилась одна моя работа, что решила её у меня купить и увезла в Сан-Франциско. У каждой картины свое место. Без них мы уже не можем жить. Они приносят нам счастье.

Наша справка

Художник Алексей Быстров родился в Москве в 1952 году. Окончил Московский авиационный институт. Недолго работал в конструкторской лаборатории, а потом решил полностью уйти в искусство. Его работы находятся в Одесском доме-музее им. Н.К. Рериха и частных собраниях России и за рубежом. Алексей Анатольевич — член Союза художников России, автор многочисленных выставок.

Расскажите о нас в социальных сетях: