Плакат – это графика мысли

Виктор Коваленко родился в Одинцово в 1987 году. Учился в лицее №6, высшее образование получил в Московском художественно-промышленном институте по направлению «графический дизайн». В процессе учебы в школе и институте прошел множество курсов – по английскому языку при МИДе, по компьютерной графике в центре «Специалист» МГТУ им. Баумана. Особо ценным для себя считает годичный курс в Школе архитектуры и дизайна: «Там мне руку поставили, там постигал азы живописи, академический рисунок». МХПИ дал познания о графическом дизайне, его истории и истоках, о компьютерной графике. Перед вузовским дипломом Виктор окончил еще и московские курсы Арт Академии при Лондонском университете искусств.

Беседовал Александр ЛЫЧАГИН

С 2007 года он начал работать дизайнером. Проекты были связаны с полиграфией, дизайном плаката, изданием книг, каталогов, иллюстрированием, фотографикой, портретной графикой. Последние несколько лет плотно погрузился в дизайн плаката. С этим направлением познакомился еще на последних курсах института – студентов приглашали принять участие в различных выставках, в том числе и плаката. Постепенно началась наработка материалов, и серьезные плоды не заставили себя ждать. В 2016 году Виктор Коваленко принял участие в Голландской неделе дизайна в городе Эйндховен. Попробовал силы на биеннале «Золотая пчела», благодаря чему одна из работ прошла в шорт-лист выставки в Брюсселе. В 2018-м получил первую международную награду – бронзу плакатного фестиваля в Будапеште. Это окрылило и принесло определенную известность – дизайнера из Одинцово заметили специалисты и организаторы других выставок. Его начали приглашать на российские и международные выставки, дизайн-фестивали, конкурсы. В 2019 году пришло первое международное «золото» за победу на фестивале «Плакатисты мира» в Перу.

В общей сложности Виктор Коваленко в качестве дизайнера, участника, финалиста (и в ряде случаев победителя) принял участие более чем в 90 всероссийских и международных выставках. Его работы были представлены в 23 странах мира. В этом году впервые для себя стал членом главного жюри выставки графического дизайна в Тайване.

Художником… родился

– Виктор, как возникло твое увлечение? Может быть, это наследственное, что-то перешло от родителей?

– Кажется, оно всегда было со мной. С раннего детства я постоянно рисовал, пытался делать свои комиксы, натюрморты. Позже это переросло в увлечение фотографией, я стал много фотографировать. А это вызвало интерес к обработке изображений в графических редакторах, к компьютерной графике. Любил посещать выставки, гулять по местам, интересным с точки зрения натуры для фотосъемки – улицы с красивой архитектурой, природа, кстати, и по Одинцово, по примечательным местам Подмосковья. Что-то пытался зарисовать – деревья, листья. Старался повторить узоры, созданные природой. Меня еще в школе все время просили что-то нарисовать, оформить. Начал пробовать рисовать в разных техниках – красками, тушью, углем. Искал литературу, но из книг на том этапе понять что-то было сложно. Поэтому и начались различные курсы, и мне стало понятно, что образование, которое я собираюсь получить, будет художественным.

– Ты поступал в серьезное учебное заведение, в художественные вузы солидные конкурсы, и порой поступают туда по несколько лет. Там ведь и портфолио надо представлять…

– Вот с портфолио на самом деле возникла проблема – у меня не было четких представлений, как его оформить, как оно, собственно, должно выглядеть. И в интернете не было информации о том, как его делать. Я спрашивал, узнавал, получал советы, порой противоречивые, но в итоге просто собрал вместе все наработки, которые мне самому нравились, и понес показывать. Волновался, но все прошло нормально, поступил. Учеба была классной и много мне дала. С выбором учебного заведения я не ошибся, мне повезло. Самое главное – чтобы была основа, потому что когда «копаешь» сам, тратишь много времени на поиски, а с таким трамплином базовых знаний все идет значительно легче. Поняв основы, ты идешь дальше уже сам, пытаешься постигать и дорабатывать тонкости.

Графический образ – редко дело случая

– Как приходит идея плаката? Понимаю, что объяснить процесс творчества очень тяжело, но все-таки, как все это рождается?

– Действительно, объяснить непросто. Но, например, когда известна тема предстоящей выставки, куда требуется работа, все начинается с анализа, сбора информации, исследования. Например, на выставке в Перу предлагалась свободная тема, но меня заинтересовала история этой страны. Я был наслышан о народе инков, но знаний было немного, только общая информация. Начал изучать, читать, как развивалась их цивилизация, какие были цари, как предки современных перуанцев строили объекты материальной культуры, начал интересоваться географией региона. В процессе такого изучения и появляются какие-то мысли, образы, рука начинает что-то рисовать. Царь Пачакути, девятый по счету в империи инков, известен тем, что объединил разрозненные племена, и у меня как-то сами собой разрозненные овалы, прямоугольники сложились в портрет этого человека, слились с географической картой, получился узор, родился образ. Исследование рождает образ – можно и так сформулировать. Процесс обычно постепенный. Так, чтобы что-то родилось спонтанно, вдруг – это случай редкий. Да и все равно потом начинаешь что-то оттачивать, совершенствовать, детализировать, играть цветами. У инков, например, очень яркие краски в одежде, но превалируют красно-фиолетовый с золотом, я попробовал в том же стиле дать оттенки желтого с золотом.

В прошлом году, получив специальное приглашение от Марии Сулейменовой – заместителя исполнительного директора по выставочным проектам Международной общественной ассоциации Союз дизайнеров, принял участие в выставке «Красная зона», организованной Российской академией художеств. Мария предоставила все необходимые материалы и новостные статьи для исследования вопроса работы врачей и медсестер в «красной зоне», в непосредственно опасном контакте с вирусом COVID-19. Помимо этого, я изучал цвета их защитной одежды, комбинезонов, нашел множество вариантов: белые, серые, голубого цвета, лазурь, даже желтые видел. И все просмотренное, прочитанное, найденное постепенно перетекло в графический образ, стало плакатом.

– Сейчас твой художественный инструмент в основном, видимо, графический планшет, электронное перо?

– Пожалуй, да, но работаю и в смешанной технике, не ограничиваю себя компьютером. И все же иногда приятнее взять в руки карандаш, маркер, кисть и рисовать наброски, скетчи. Создавать основу от руки, а затем уже переводить это в электронные форматы. Работаю с чернилами, углем, акрилом. Темперой и масляными красками поменьше, хотя таких работ было много во время учебы. Но компьютер, конечно, все сильно упрощает, с ним быстрее, точнее.

– Есть ли творческие люди, которых ты считаешь гениями?

– Если говорить о живописи, то это Сальвадор Дали, Анри Матисс, Винсент ван Гог, Макс Эрнст. Если о плакате – россияне Петр Банков и Дмитрий Рекин, американец Милтон Глейзер, Хитоши Миуро – японский иллюстратор и автор плакатов, очень хороший художник, мы часто общаемся онлайн, выставлялись вместе. Очень нравится стиль его работ, шикарные плакаты и графику делает. Лично знаком с одним из ярких представителей современного швейцарского графического дизайна Никлаусом Трокслером, с которым встретились на открытии его выставки в Берлине. Очень интересен Сигэо Фукуда, японский дизайнер. Венгр Иштван Орос – очень сильная графика с элементами оптической иллюзии. Необыкновенно сильное впечатление произвела встреча с президентом Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела», членом Международного графического альянса AGI Сергеем Ивановичем Серовым на выставке специального проекта конкурса плакатов «Мир Вам!» в Москве.

– Плакат по своим истокам – искусство остро социальное, начинался с настенных воззваний. Ряд твоих работ поднимает как раз социальные проблемы, в основном экологические…

– Тема защиты экологии очень остра сейчас для многих регионов мира, некоторые выставки плаката прямо посвящены защите природы от промышленного и бытового загрязнения.

Городу нужна эстетика

– Можешь ли ты оценить город Одинцово в плане архитектуры, благоустройства, дизайна, городской и парковой скульптуры? Сейчас в городе довольно обширно представлено граффити, которое по многим своим качествам сродни плакату.

– Об оценках можно спорить, и я не хочу их ставить. В любом городе хочется видеть эстетическую красоту, декоративные элементы, красивые, яркие изображения, образы. Все это позитивно сказывается на жителях и все это в городе должно быть. Если вокруг одни серые стены – это страшно давит психологически. Изучал как-то серии фотографий Гонконга, часть из них была сделана в красивом парке, все очень ярко, живописно: ресторанчики и кафе, клумбы и деревья. Но вот фотограф отходит чуть в сторону, а там огромные высоченные серые здания впритык друг к другу. Контраст очень жесткий. Любое украшение города, даже самое простое, вносит в жизнь позитив. Красота, эстетика – необходимы, это должно быть, это часть нашей жизни, как парки, деревья, зелень.

Расскажите о нас в социальных сетях: