Ирина Пискарёва: «Девиз нашей династии – Любовь. Муза. Искусство. Семья»

В Звенигороде прошла выставка работ династии Пискарёвых совместно с начинающими художниками Одинцовского округа. Экспозиция под названием «Художники Москвы и Подмосковья. Связь поколений» разместилась на втором этаже отеля «Татьяна Прованс».

Беседовала Шорэна ДЖАХАЯ

Графика Николая Пискарёва — линогравюры, рисунки, акварели ксилография – уникальна в своем исполнении. Художник стоял у истоков советского полиграфического искусства. Скульптуры его супруги Анны Южаковой-Пискарёвой 46 лет не покидали стен дома ее внучки Ирины Пискарёвой в Раменском и впервые за много лет оказались в родном Звенигороде, где были созданы. Работы из гипса и терракоты, панно из майолики, барельефы показывают подлинное мастерство скульптора. В зале были представлены графические работы дочери Николая Пискарева и Анны Южаковой-Пискарёвой — Анны, картины внучек мастера Ирины и Екатерины Пискарёвых, правнука Анатолия Кожуховского, а также полотна начинающих современных художников.

Корреспонденту «НЕДЕЛИ» удалось пообщаться с хранительницей наследия – внучкой родоначальника династии Пискарёвых Ириной. Она работает в технике гобелена и станковой и декоративной графики. Увлекается батиком и одной из графических техник – офортом, и в этом обнаруживается ее связь с искусством своих предшественников – деда и мамы.

Европа и Звенигород

– После смерти матери Анны Пискарёвой вы продолжаете популяризировать творчество вашего деда Николая Ивановича Пискарёва, часто проводите выставки. Хочется больше узнать о вас.

– Я родилась в Москве, но летом много времени проводила в доме дедушки, в Звенигороде. В 12 лет начала рисовать, а до этого занималась только музыкой. Достаточно рано увлеклась гобеленами. Окончила художественный факультет Московского технического института (сейчас Российский государственный университет туризма и сервиса). Член Московского союза художников. В мае исполнилось 40 лет моей творческой деятельности. Я преподавала в различных художественных вузах Москвы, в институте, где я училась. Последнее место работы – Гжельский государственный художественно-промышленный институт. Я вела там живопись, акварель и масло. Параллельно работала с детьми. Конечно, за годы преподавания немного устала, и сейчас, я занимаюсь только творческом и выставочной деятельностью. До карантина много ездила по Европе. Очень полюбила Париж, планировала поездки туда самостоятельно. Много гуляла по улицам, фотографировала, посещала интересные места. Благодаря этому появились серии из восьми картин гуашью. С моей первой поездки в Париж прошло уже десять лет. Тогда и начала создавать гобелены по мотивам этого прекрасного города. У меня 17 работ посвящены французской столице, они были впервые представлены на выставке «Династия художников Пискарёвых. Дети, внуки, правнуки» в апреле этого года в Звенигородской центральной библиотеке №1.

– Вы говорили, что каждая выставка кажется последней, но по окончании экспозиции рождаются новые идеи. Словно помогают какие-то невидимые силы. Чем вы удивили публику на этот раз?

– В прошлом году в Одинцовском историко-краеведческом музее была организована выставка «Николай Иванович Пискарёв и Анна Илларионовна Южакова-Пискарёва. Любовь. Муза. Искусство. Семья», но из-за пандемии она вскоре закрылась. Многие так и не успели увидеть экспозицию. И у меня возникала идея – из двух экспозиций в музее в Одинцово и библиотеки в Звенигороде сделать одну, показать все творчество нашей династии. Скульптуры находились уже в Одинцово, и я подумала, не переехать ли им в родной Звенигород? Так за 46 лет они впервые оказались здесь, а до этого находились у меня на даче в Раменском. На этой выставке были представлены работы четырех поколений нашей семьи. Здесь скульптуры, графические работы, картины, личные вещи, фотографии и ценная информация о творчестве нашей династии. Всего около 80 работ.

Сюжеты скульптуры и графики

– Невозможно не обратить внимание на две скульптуры – мальчика и девочки. Кто они?

– У дедушки и бабушки было двое детей. Здесь портрет их дочери, моей мамы Анны Пискарёвой. Скульптура мальчика – это их сын Иван Пискарёв, мой дядя. Он не стал художником, был музыкантом. Его дочь Екатерина Пискарёва – моя двоюродная сестра. Ее картины были представлены в центральной части выставки. Она художник-реставратор, иконописец и живописец. Сейчас она занимается ремонтом, реставрацией и восстановлением нашего родового дома в Звенигороде.

– На картинах разного времени много храмов, и будто прослеживается один сюжет. Что их объединяет?

– У нас три поколения рисовали Переславль-Залесский – старинный город, живописный уголок нашей родины. Мама, я и мой сын – правнук Николая Ивановича Пискарёва Анатолий Кожуховский – все рисовали один и тот же город. А бабушка училась у Дмитрия Кардовского, русского и советского графика, педагога и профессора. Его Дом творчества скульпторов находится в Переславле-Залесском. Именно здесь и были созданы графические работы наших трех поколений. Это работы Анны и Ирины Пискарёвых и Анатолия Кожуховского. Прекрасные скульптурные работы выполнены почти 80 лет назад. К сожалению, по стопам бабушки никто из нас не пошел. Меня, как гобеленщика, глина не привлекает. Предпочитаю, чтобы материалы были чистые, теплые и мягкие. Скульптура – очень тяжелый труд. Люблю этот вид искусства, но сама не работаю в этой области.

Семейные традиции и предания

– Ваша мама – член Союза художников СССР, прославленный советский художник-живописец и график. Расскажите о ней.

– Мама моя – Анна Пискарёва воспитывалась в художественной семье. Рисовать начала рано. Окончила среднюю художественную школу имени Сурикова, а потом и институт. У нее интересные работы, целая серия морских пейзажей. Любила рисовать порты и корабли. Автор замечательных портретов. Преподавала, вела рисунок в институте, я продолжила эту традицию. Затем и мой сын учился в этом вузе. Встретил там свою супругу, и у меня две замечательные внучки.

– А мама рассказывала вам о своих родителях? Например, какой у них был характер?

– У деда был сложный, можно сказать, тяжелый характер. Конечно, бабушка все по-женски сглаживала. Хозяйство, дети – все на ней. Но она была его музой. Пожалуй, девиз их жизни: «Любовь. Муза. Искусство. Семья». Считаю, что всегда на первом месте любовь, потом она перерастает в музу, чтобы творить и работать. Муза превращается в искусство, и в результате этого получается семья, а там уже рождаются дети. Бабушка была старообрядкой, детей держали в строгости. И моя мама была строгая, но она меня очень любила. Бабушка меня воспитывала до шести лет, я ее немного побаивалась. А мама, конечно, для меня все. Никогда не кричала и была всегда рядом. Я к ней была очень привязана, не могла с ней расстаться даже на короткое время.

– Вы как-то обмолвились о семейном роке. Что вы имели в виду?

– В идеале хотелось бы, чтобы все в семье друг друга знали и помнили. Но когда родилась я, деда уже не было. Мой сын не застал в живых свою бабушку Анну, мою маму. Она умерла в феврале 1988 года, а сын родился в день ее рождения 21 сентября. Для меня организация таких выставок – это воссоединение всей семьи. Было время, когда мы не общались с двоюродной сестрой Катей. Сейчас обожаем друг друга, ничего не делим, между нами, только светлые, приятные чувства, потому что мы родная кровь. У нас общие дедушка и бабушка.

– Получается, у всех ваших родственников классическая художественная школа, а вы пошли немного другим путем?

– Я в нашей семье белая ворона. Все классики, а я «декоративная». У меня другое образование, я художник декоративно-прикладного искусства. Мой сын тоже выбрал свой путь – дизайн, проектирование, макеты. Окончил Московский академический художественный лицей имени Сурикова по специальности художник-проектировщик. Но есть и общие моменты в нашем творчестве. Например, я люблю ажурность деревьев. Это можно найти и в работах сына, такая стилистика прослеживается у деда и мамы. По решению пространства у них глубже, больше воздуха, а у меня более плоскостное решение. Кстати, дед очень любил декоративно-прикладное искусство. Возможно, его молитвами я и выбрала это направление. Гобелены – моя слабость. Основные мои темы – натюрморт, городской пейзаж, травы, старинные интерьеры.

– Стоило ли включать в экспозицию работы начинающих художников округа? Почему вы согласились на это предложение?

– Считаю, что это хорошая идея. Я много работала с молодежью и понимаю, как для них это важно – увидеть кого-то, кроме себя. Им надо вращаться в художественной среде. Думаю, что такой тандем может быть очень интересным и перспективным. Тут есть довольно достойные картины, мне очень нравится графика. Классические пейзажи тоже привлекают внимание. Вообще Звенигород вдохновляет на творчество.

– Что для вас этот город?

– Звенигород – это мое счастливое детство. Вот в такой цветущий май меня, новорожденную, привезли в дедовский дом. Я тут росла, бывала здесь каждое лето. Бабушка с дедушкой, мама и дядя – они похоронены в Звенигороде. Сюда приезжаю с большим удовольствием. Всегда рада делать здесь большие выставки. В родном городе все складывается и получается, будто помогают высшие силы. Конечно, Звенигород очень изменился за это время, стал совсем другим. Но ничто не стоит на месте, и жизнь продолжается.

Мнения

Светлана Болховитина:
– Выставка поражает своим разнообразием. Здесь и акварель, и пастель, и скульптуры, и личные предметы мастеров, мольберт, за которым работал Николай Иванович Пискарёв. Очень много фотографий. Чувствуется, что выставка сделана с любовью. Ирина представляет на этой экспозиции всю красоту, которая была запечатлена всеми ее предками и ею самой. Работы молодых художников тоже очень понравились.

Евгения Башлакова:
– На выставку меня пригласила подруга. Здесь очень теплая, домашняя атмосфера и интересная экспозиция. Первый раз увидела эти прекрасные полотна. Много звенигородских пейзажей, вещей из личного семейного архива. Выражаю большую благодарность за возможность познакомить нас с этими потрясающими работами.

Дмитрий Гусев, финансовый директор:
– Мне очень интересен Звенигород. Николай Иванович Пискарёв был активным общественным деятелем и участвовал в сохранении памятников истории и культуры. Ирина Пискарёва очень трепетно относится к работам своих родственников и предков. И она видит себя в этом городе, старается, чтобы работы ее деда, родоначальника большой художественной династии, нашли место в галереях и музеях Звенигорода.

Мария Гогова, организатор выставки:
– Не каждый человек может взять на себя ответственность за творческую династию знаменитой семьи, а Ирина Пискарёва решилась на это, что вызывает уважение. Она разделяет нашу концепцию о поддержке начинающих художников, и в экспозиции были представлены около тридцати картин начинающих авторов. Получили много хороших отзывов, посетителям нравится сочетание классической и современной живописи.

Расскажите о нас в социальных сетях: