Байконур-Саратов – путешествие вокруг Земли за 108 минут

В 2003 году мне довелось побывать в Байконуре, на Гагаринском старте. Поднялся по железным ступеням на нижнюю площадку пускового устройства, посмотрел сверху на бескрайнюю казахстанскую степь, на огромный котлован «огневого лотка» внизу. Постоял у памятника со словами: «Здесь гением советского человека начался дерзновенный штурм космоса». А почти через два десятка лет я попал в то место, где закончилось невероятное путешествие первого космонавта Земли, занявшее всего лишь 108 минут.

Текст и фото Александр ЛЫЧАГИН

Прогулка по Гагаринскому полю

Это совсем недалеко от Саратова, на противоположном берегу Волги. Была такая песня шестидесятых годов прошлого века (автор текста, между прочим, Владимир Войнович) – «Заправлены в планшеты космические карты, и штурман уточняет в последний раз маршрут». Значение слова «планшет» за полвека изменилось, в него теперь не надо заправлять карты – он их сам скачивает, и даже штурман теперь не очень-то и нужен. Смартфон проложил дорогу быстро и уверенно, а все потому, что где-то высоко над Землей для нас, путешественников, трудом десятков тысяч специалистов космической отрасли висит целая группировка спутников. Получается, что нынче космос – у каждого в кармане. Такого даже писатели-фантасты не предвидели.

Место посадки спускаемой капсулы «Восток-1» стало достопримечательностью для всего человечества 12 апреля 1961 года. Причем поначалу достопримечательностью весьма скромной – первый памятник здесь вообще был фанерным. В 1965 году сделали уже капитальный мемориал, стелу, изображающую взлетающую ракету. Точь-точь такую, как в Москве на ВДНХ, но чуть поменьше – 27 метров. Проложили в поле асфальтовую дорогу, начались автобусные экскурсии.

А к апрелю 2021 года Гагаринское мемориальное поле капитально преобразилось. Построен павильон для приема туристов, под одной крышей «три в одном» – небольшое кафе с мороженым и напитками, сувенирная лавка и что-то вроде мини-музея космонавтики. Скафандр «Сокол КВ-2» космонавта Сергея Рязанского. Амуниция, полагавшаяся в полете, – сухое горючее, рыболовные крючки, фонарик, аптечка. Никаких особых «чудес» медицинской техники нет. Обычный жгут, бинты, лейкопластырь не отличить от нынешних наборов для автомобилистов. В музее много фотографий космонавтов с местными жителями. А еще занимательная карта мира, на которой проложены маршруты космических миссий.

«А мы летим орбитами, путями неизбитыми»

Кругосветка на ракете – в принципе, это полет по прямой, в какую сторону ни отправься, прилетишь обратно с другой стороны планеты, разве что Земной шар под тобой за время полета успеет немного повернуться. Но есть нюансы – улетать всегда лучше на восток, чтобы использовать ту скорость, которой все мы обладаем изначально, вращаясь вокруг земной оси. И еще: в прицеливании имелся явный политический фактор. Ракетой с Гагариным целились так, чтобы полет не прошел над территорией потенциального противника – США. Поэтому «Восток-1» из Байконура ушел вначале на северо-восток, пролетел над Якутией, перемахнул через Камчатку и устремился на юг практически по центру Тихого океана. Вдоль побережья Чили добрался почти до Антарктиды, но траектория прошла над Огненной землей – и вновь на север, через Атлантический океан, к Южной Африке. Здесь наступила пора думать о приземлении. На подлете к Африке двигатели «Востока-1» выдали тормозной импульс, корабль начал замедляться и вошел в атмосферу. Над Египтом отделился спускаемый аппарат, разделение прошло нештатно, с запозданием, но капсула перелетела Средиземное море, Турцию, Черное море и, наконец, благополучно выпустила парашюты над Саратовом с перелетом 600 километров от планировавшейся точки. С высоты семи километров Гагарин катапультировался – в «Востоках» не существовало систем мягкой посадки, капсула и первый космонавт приземлились на парашютах отдельно друг от друга.

Джон Гленн, первый американец, совершивший орбитальный космический полет на корабле «Меркурий», отправился в полет по совсем иной траектории. Так, чтобы не попасть на территорию СССР с ее Сибирью. С флоридского мыса Канаверал он устремился на восток, к Африке, пересек этот континент и Индийский океан, достиг Австралии, пролетел над Тихим океаном и Мексикой. Таких витков он сделал три, после чего приводнился в воды Атлантики в трехстах километрах от Доминиканы. А первый китайский космонавт, Ян Ливэй, на корабле «Шеньчжоу-5» намотал вокруг Земли 14 витков и тоже «в обход» США, по траектории, похожей на гагаринскую.

Миллиард на достопримечательность

Памятник на Гагаринском поле к 60-летию полета отремонтировали, вокруг него создали целую монументальную композицию: белоснежные стелы с вехами космических свершений, с именами космонавтов, ученых и конструкторов, изображениями планет Солнечной системы. Так сказать, небольшое пособие по астрономии и истории покорения космоса. А вокруг исторического центра мемориала – взлетающей ракеты и памятника Юрию Гагарину выложена дорожка. На серых гранитных плитах граверы увековечили аудиозапись переговоров, которые вели «Кедр» и наземные службы. Можно идти и читать:

«Заря-1», я «Кедр». Все проходит нормально. Шум в кабине слабый. Самочувствие хорошее, чувствую перегрузку, вибрация, все нормально».

«Чувство невесомости интересно. Все плавает. Плавает все! Красота. Интересно».

«Внимание, вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли, и вниз такая радуга переходит. Очень красивое, уже ушло через правый иллюминатор. Видно звезды через «Взор», как проходят звезды. Очень красивое зрелище. Продолжается полет в тени Земли».

Попасть на Гагаринское поле можно автотранспортом. Дорога от Саратова проходит по мосту через Волгу в город Энгельс, оттуда – вдоль реки вниз по течению. Полчаса езды на автомобиле, километров тридцать. На само поле автомобилям заезжать запрещено, но от парковки ходят бесплатные маршрутки, очень удобно. Для любителей здорового образа жизни строится солидная велодорожка. Говорят, что и пристань будет, это уже для традиционного в Поволжье теплоходного туризма. На все это великолепие государство не поскупилось – из бюджета выделено под миллиард рублей.

Рядом с центральным павильоном припаркован мемориальный автобус Львовского завода ЛАЗ-695Б в аутентичной бело-синей раскраске, точь-в-точь такой же, что подвозил космонавтов на стартовую позицию. Да, это на его многострадальное колесо традиция предписывала пописать перед стартом. Но такая вольность дозволялась только космонавтам, сейчас подобным целям служат туалеты, в которых таблички, разграничивающие гендерное предназначение, довольно своеобразные, «космические».

Есть что посмотреть и в Саратове, и в Энгельсе

Это классики 19 века могли позволить себе написать «Уеду к тетке, в глушь, в Саратов». Нынешний Саратов совсем не глушь, это крупный город, вполне достойный туристической поездки. У местных жителей, конечно, есть нарекания к качеству жизни, но Саратов – это старый губернский центр, университетский (с 1909 года) город, театральный, музейный, консерваторский и филармонический центр, связанный со множеством выдающихся в истории России личностей, государственных деятелей, ученых, писателей, актеров, музыкантов. Кроме Гагаринского поля, обязательно стоит посетить музей под открытым небом – Парк Победы на Соколовой горе, художественный музей имени Радищева, краеведческий музей. Немало интересного и через Волгу, в Энгельсе – музей дальней авиации, краеведческий музей с солидной экспозицией по истории автономной республики немцев Поволжья.

Расскажите о нас в социальных сетях: