Православная гимназия – право слово, образование достойное
Во всех школах России прошли выпускные. В каждой семье уже сейчас начинают задуматься, какую школу выбрать для ребёнка. Воцерковленные родители, как правило, отдают предпочтение православным учебным заведениям. Чем они отличаются от общеобразовательных школ – в интервью «НЕДЕЛЕ» директора звенигородской православной гимназии во имя преподобного Саввы Сторожевского Ирины Дудиной.
Беседовала Шорэна ДЖАХАЯ
По просьбе родителей
– Ирина Николаевна, говорят, что вы знаете всех гимназистов по имени?
– Это действительно так, как и то, что я знаю по именам и большинство родителей наших воспитанников. Но ничего особенного в этом нет – наша гимназия камерное учебное заведение – по одному классу с первого по девятый. В каждом не больше 20 ребят. И поскольку я отношусь к нашим ученикам и родителям как к большой семье, то знаю почти всех лично.
– Расскажите, с чего все начиналось, как создавалась гимназия?
– При храме Александра Невского, как и в большинстве храмов, была воскресная школа. Здесь занимались и дети, которые приходили на подготовку перед обычной школой. Родители обратились к настоятелю храма протоиерею Александру Карлюку с просьбой открыть при храме полноценную школу. Батюшка поддержал эту идею, и в 2012 году мы набрали первый и второй классы. Они были сформированы из ребят, которые учились в звенигородских школах, но были из верующих, православных семей. С организационными вопросами помог и Леонид Оскарович Ставицкий, занимавший тогда пост мэра Звенигорода. Изначально у нас было два класса, две аудитории, два учителя и директор – в то время Мария Александровна Иншакова. Потом пришли учителя-предметники. Ежегодно добавлялось по одному классу, и стало не хватать учебных аудиторий. Вторую смену мы открывать категорически не хотели, но ситуация требовала какого-то разрешения. И тогда отец Александр обратился к руководителю благотворительного фонда «Исток» Екатерине Багдасаровой. Гимназии помогли, началось строительство пристройки к первому зданию. Один год ученики начальной школы занимались в помещении, где сейчас у нас библиотека. За окнами, закрытыми от пыли полиэтиленовой пленкой, шла стройка. Целый год дети учились в этом шуме и гаме. Но временные неудобства мы успешно преодолели.
Уже тесно, надо расти!
– Сколько воспитанников в гимназии сейчас?
– У нас 164 ученика в девяти классах. Больше мы взять не можем, хотя желающих очень много. Учебные кабинеты разной площади. В больших – начальная школа. Одну аудиторию (мы называем ее универсальной) отдали под уроки физики, химии, биологии, географии и информатики. В рамках национального проекта «Образование» с сентября успешно функционирует кабинет естественно-научной и технической направленности «Точка роста». Здесь есть цифровые микроскопы, несколько ноутбуков, лаборатория по физике, химии и биологии. Я была на одном из таких уроков. Это очень интересно. Дети наблюдали в микроскоп за каплей воды, выводили картинку на проектор. На экране можно было увидеть в деталях, из чего же состоит эта капелька. Конечно, для каждого предмета должен быть свой класс. Но поскольку в гимназии по-прежнему нет свободных площадей, приходится как-то выходить из ситуации.
– И это главная причина, по которой вы не можете принять большее количество детей. Есть ли у вас в планах расширяться или открыть филиал?
– Мы выходили с различными предложениями. Эти вопросы в ведении региональных министерств строительства и образования. Негативные коррективы внесла и пандемия. Как раз перед ее началом состоялось совместное заседание министерства строительства и министерства имущественных отношений Московской области. Вместе с отцом Александром мы на нем присутствовали. Среди прочего рассматривался вопрос о выделении участков для строительства. Было несколько предложений. Администрация Одинцовского округа изыскала возможность объединить два маленьких земельных участка, чтобы по стандартам можно было построить небольшую школу. Предполагалось, что в здании на улице Московской будет начальная школа и дошкольная подготовка. А уже в новом здании – основная и средняя школа с пятого по 11 классы. Но это пока только в планах, без какой-либо конкретики.
«Цифра» знает своё место
– Какую позицию по отношению к цифровизации занимает ваша гимназия?
– Задача школы – обучить ребенка базовым вещам, используя классические методы. Элементарно – азбуку с помощью простой и понятной книги. Букварь можно полистать, внимательно рассмотреть. Но цифровая среда уже прочно вошла в нашу жизнь, и отрицать этого нельзя. Было бы глупо напрочь отказываться от возможностей, которые нам дают современные технологии. У нас есть школьный портал, электронный дневник и журнал. Во время пандемии учителя и дети использовали возможности электронных образовательных платформ, ресурсы Российской электронной школы. Я, например, будучи преподавателем в девятом классе, находила уроки по теме и отправляла своим ученикам ссылку в школьный портал. Таким образом они могли изучить необходимый материал. Урок всегда должен быть интересным, ярким, и наши учителя почти к каждому занятию готовят презентации, короткие фильмы, картинки. В каждом классе есть компьютер и проектор, учитель может детям что-либо продемонстрировать. Интерактив обязательно нужен, если им пользоваться дозированно, оправданно и умело. Но вместе с тем нельзя живые уроки замещать цифровыми – это неправильно. К тому же мы должны помнить о вреде, который приносит духовному и физическому здоровью детей бесконтрольное со стороны родителей использование смартфонов. Тем более – увлечение гаджетами детьми младшего школьного возраста и подростками. Интернет наводнен контентом, который и для взрослого человека может быть небезопасен, требует очень критичного отношения. Дети в силу возраста и отсутствия жизненного опыта более подвержены вредному влиянию. Уберечь их – наша задача. Мы настаиваем, чтобы ученики пользовались только кнопочными телефонами, и многие родители нас в этом поддерживают.
У кого есть преимущество при зачислении
– Ограниченное количество мест в гимназии диктует ли какие-то особые условия приема?
– Мы муниципальная гимназия и принимаем детей на тех же условиях, что и остальные школы. Сейчас мы пользуемся правилами, принятыми в октябре 2020 года. Там определены категории детей, которые имеют льготное и первоочередное преимущество. Заявление о зачислении в гимназию подается через портал Госуслуги с 1 апреля. По правилам, мы должны вначале принимать тех, кто живет на закрепленной территории или имеет подтвержденную льготу. С 5 июля подают заявления те, кто не проживает на территории Звенигорода. Здесь тоже все регламентировано. Все документы проверяем и если все соответствует нормам, публикуем приказ о зачислении.
Другими словами, в приоритете льготники, а потом остальные в порядке очередности поданного заявления. Первый поток зачисляется до 5 июля, а второй до 5 сентября, если остаются свободные места. Но, как правило, свободные места заполняются очень быстро. Кроме того, у нас много многодетных семей, и по новым правилам 2020 года, в случае если старший ребенок учится в гимназии, его братья и сестры зачисляются автоматически. Три года подряд набирается класс из младших братьев и сестер. Больше мы не можем набрать, как я уже сказала выше, из-за дефицита помещений. В 2021/22 учебном году в первый класс приняли 20 детей. На дошкольную подготовку ходят столько же ребят.
– Насколько мне известно, в гимназии есть и заочная форма. Дети обучаются дома, а у вас сдают экзамены. Как это происходит?
– Вы, наверное, имеете в виду семейную форму обучения. Если родители приняли такое решение, ребенка должны прикрепить к определенной школе, где он будет проходить аттестацию и где ему выдадут учебники. Перед началом аттестации проводятся по одной-две консультации. Затем ребенок по каждому предмету сдает зачет. Родители организуют процесс обучения сами, а школа обеспечивает принятие зачетов, контрольных работ, диктантов. Мы составляем график консультаций, и после общения с преподавателем ребенок ученик выполняет необходимые задания.
«А потом обязательно в монахи?»
– Чем отличаются дети, которые учатся в православной гимназии от учеников обычных школ? Не возникает ли между ними недопонимание? Условно – «дружить не будем, ты монашка».
– Есть важный момент, который как-то упускается в нашем обществе. Люди, которые далеки от православной веры, часто считают, что если дети учатся в православной школе, то это значит девочки – будущие монашки, а мальчики – монахи или священники. Это большое заблуждение и полное непонимание того, что значит быть православным ребенком. Наши дети живут обычной жизнью. Ходят в кружки и секции не только в гимназии, но и в другие учреждения дополнительного образования. Если родители начинают с младенчества их водить в храм, то для них это становится нормой. Как и исповедь, и причастие.
– Уберегает ли это от подросткового кризиса?
– То, что духовное руководство помогает подростку преодолеть трудности переходного возраста (да и не только), сомнений нет.
– И все-таки существует мнение, что дети, окончившие православное учебное заведение, как бы обязаны в дальнейшем стать на путь служения церкви.
– Это заблуждение. В 2022 году у нас был первый выпуск 11-го класса. Маленький, конечно, по сравнению с другими – всего шесть человек. Все выпускники продолжают образование, но семинаристом не стал ни один. Главная задача для православной школы – помочь родителям укрепить детей в вере, сформировать у них систему православных христианских ценностей, которая будет определять поведение и поступки в различных обстоятельствах, мотивировать принятие ответственных решений.
По методикам русской классической школы
– Достижения учеников – награда для учителей. Какие успехи у ваших воспитанников?
– Гимназисты успешно выступают в творческих конкурсах, фестивалях. В этом году неплохо показали себя на предметных олимпиадах, регулярно участвуют в конференциях. Должна отметить, что не каждый ребенок может быть олимпиадником. Отличником – да, но не олимпиадником. Для этого необходим совершенно другой склад ума. Такие дети у нас есть. Еще в младших классах мы стараемся выявить их для дальнейшей усиленной подготовки. Готовим, чтобы они могли достойно показать себя в округе и области. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет регулярно проводит интеллектуальные конкурсы «Наследие», «Основы православной культуры», «Алтарь Отечества». В прошлом году наши гимназисты участвовали во многих номинациях и получили награды.
– По какой образовательной программе обучаются дети?
– Мы выступаем за традиционную систему образования. Сегодня в гимназии реализуется программа «Перспектива». Дополнительно пользуемся учебниками и методиками «Русской классической школы».
– Ваши ученики обращаются к репетиторам?
– Есть такие. Это ребята, которым нужно сильно углубиться в предмет, заранее зная, куда они будут в дальнейшем поступать. Или дети, которым предмет дается гораздо труднее. В основном это сложные предметы, необходимые для поступления в вузы. Мы проводим дополнительные занятия по подготовке к ГИА по математике, русскому языку, обществознанию, английскому языку и другим.
– А есть ли в гимназии традиционные для обычных школ кружки?
– Конечно, есть – как платные, так и бесплатные. Раньше бесплатных было больше, дети могли посещать практически все. Сейчас в гимназии на бесплатной основе английский для начальной школы, кружок линогравюры для старших детей, хореография, церковное пение. Из платных кружков – изостудия, дошкольная подготовка.
Что написано пером
– Насколько мне известно, большое внимание в начальной школе вы уделяете каллиграфии.
– Да, это так. Умение красиво выводить буквы связано с развитием интеллекта, памяти. развивает усидчивость, дисциплинированность, чего так не хватает нашим детям сегодня. Это вовсе не стремление к идеальному почерку – ровный строй букв способствует возникновению ровного эмоционального фона. В начальной школе практически у всех получается хорошо при определенной доле усидчивости, старания. Но мы не требуем от ребят красивых вензелей и завитков, например, в классной работе. Понимаем, что есть моменты, когда это сложно применять. Но стараемся приучать, чтобы тетради были чистыми, несмотря на использование чернил. С пятого класса мы перо оставляем. Поскольку увеличивается объем письменных работ и необходима скорость написания, дети используют гелевые ручки.
Юбилейные 10 лет
– Ирина Николаевна, вы давно работаете в гимназии?
– С 2013 года. Сначала была завучем, преподавала русский язык и литературу. В этом году я не преподаю, но если нужна замена, то конечно, провожу уроки.
– В прошлом году гимназии исполнилось 10 лет. Как праздновали юбилей?
– У нас за эти годы выработался свой распорядок празднования. В день памяти преподобного Саввы-Сторожевского 16 декабря – обязательное участие всех в литургии в храме. Там же проходит посвящение первоклассников в гимназисты. Они получают напутственные грамоту и памятные подарки. Потом праздничный обед и концерт в актовом зале. Во втором отделении концерта – продолжение посвящения в гимназисты. Первоклассники проходят интересные испытания, участвуют в конкурсах и получают эмблемы гимназии. И заканчивается этот день общей поездкой в Саввино-Сторожевский монастырь, чтобы приложиться к святым мощам нашего покровителя – преподобного Саввы.