Перепись четвероногих «членов семьи» – законные вопросы
Прошло чуть больше месяца с момента принятия закона об обязательной регистрации собак в Московской области. Конечно, еще слишком малый срок, чтобы подводить какие-либо итоги. Но вопросы тем не менее имеются.
Текст и фото Георгий ЯНС
«НЕДЕЛЯ» уже писала о порядке и правилах регистрации здесь и здесь.
Документ написан достаточно внятно и понятно. Его главный посыл – сокращение бездомных собак и повышение ответственности владельцев за своих питомцев. Другими словами, пафос закона – в большей защищенности животных.
Сколько же домашних лап в Московской области?
Пафос пафосом, но реально защитить собак можно только в одном случае. Если законодательный акт является действительно рабочим, а не декларацией о намерениях. Как раз в отношении его работоспособности у меня большие сомнения.
Начну с того, что нет понимания того, а сколько же всего собак в регионе.
«В Московской области 515 тысяч собак, из которых зарегистрировано только 315 тысяч», – заявлял в декабре прошлого года заместитель председателя подмосковного правительства.
Получается, что в области 200 тысяч бездомных собак. Остается также непонятным, каким образом велся учет животных. И главное, отражают ли эти цифры реальное положение дел?
Специалисты считают, что от 40 до 29 процентов жителей России являются владельцами собак. Если эти цифры экстраполировать на Московскую область с населением более восьми с половиной миллионов, то речь может идти о миллионах животных.
В Одинцовском округе по официальным данным проживает свыше 480 тысяч человек. Даже если считать по самому минимуму, то количество «друзей человека» в округе может оказаться очень приличным. Десятки тысяч.
Более-менее точные цифры нужны хотя бы затем, чтобы понять, сколько чипов необходимо ветклиникам. Пятьсот тысяч или миллион?
Как быть с теми, кому недолго осталось?
Зоозащитники восприняли нововведение с энтузиазмом, хотя признают, что многое будет зависеть от реализации закона.
«Обязательная регистрация собак – это шаг навстречу цивилизованному и ответственному владению. Во-первых, это повышает уровень персональной ответственности хозяина за свое домашнее животное. Во-вторых, это позволит существенно облегчить поиск пропавших собак», – говорит президент Российской кинологической федерации Владимир Голубев.
Но успех этой «долгоиграющей» акции возможен только в одном случае – если владельцы питомцев массово пойдут на регистрацию.
По сообщению пресс-службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, на 28 сентября обязательную регистрацию прошли уже более двух тысяч домашних собак. Трудно в данный момент оценить, много это или мало. Закон только заработал. Правда, по информации того же областного правительства, на 21 сентября было зарегистрировано всего 298 животных.
За это время я сумел опросить порядка пятнадцати владельцев собак. Гуляю со своими «немцами» и попутно задаю собачникам два вопроса. Слышали ли про закон? Будут ли регистрировать свою собаку?

Опрос, безусловно, нерепрезентативный. Большинство опрошенных пожилые люди, и гуляли они с «тараканами». Так я называю маленьких собак типа йорков. Итоги получились такие. Только три человека слышали про закон. Никто еще не принял решение, будет ли регистрировать своего питомца. Только одна бабуля высказалась определенно: «Нет, не будем. Она (собака) у меня уже старушка. Ей жить недолго осталось».
Я и сам не уверен, что повезу всех своих собак на регистрацию. Если овчарок привезти на регистрацию не составит особых проблем, то с «двортерьеркой» Бусей это очень проблематично. За семь лет своей жизни она ни разу не покидала территорию участка. Боится любых чужих людей. И спрашивается, зачем ей такой стресс, как поездка? Да и хозяевам тоже. И таких невыездных собак достаточное количество.

Сколько стоит бесплатная регистрация
В нашем округе шесть ветклиник, которые имеют право на регистрацию животных с последующим чипированием. Просто райские условия. В других округах одно-два, редко три лечебных учреждения. Город Одинцово и прилегающие окрестности (в частности, моя деревня Юдино) обслуживает муниципальная ветклиника, что на Коммунистической улице.
Я позвонил туда как рядовой «собачник», чтобы узнать, как пройти регистрацию. Принимают ежедневно без предварительной онлайн-записи. В заявлениях областных властей о том, что регистрация бесплатна, есть определенное лукавство. Чип стоит денег. Для него определена единая цена в 330 рублей. Уже хорошо, потому что перед вступлением закона в силу ходили слухи, что чипирование будет стоит полторы тысячи.
В одинцовской клинике процедура почему-то стоит не 330, а 400 рублей. Если у владельца собаки или собак с посещением есть проблемы, то клиника оказывает услугу выезда врача на дом. Это стоит 900 рублей. Для пенсионеров-собачников регистрация может получиться накладной, если в доме, например, два-три животных.

Еще одной обременительной тратой для владельцев, прежде всего тех же пенсионеров, может стать смерть собаки. В законе особо оговаривается, что в случае смерти (гибели или эвтаназии) владелец должен будет обратиться в ветклинику и предоставить справку об утилизации трупа, после чего животное будет снято с учета.
С эвтаназией понятно. Это вынужденный шаг, и в такой ситуации считать деньги неуместно. И все же большинство собак уходят естественной смертью. Нередко их хоронят у себя на участке или в лесу. Иногда даже сооружают что-то вроде надгробий. Чтобы снять умершую животину с учета, необходима справка об утилизации. Она тоже стоит денег. От двух-трех тысяч рублей и выше. Все в зависимости от веса.
А нужно ли это снятие с учета владельцам? Думаю, что нет. Оно необходимо только госорганам для статистики.
Почему законы становятся «мертворождёнными»
И здесь мы подходим к главной проблеме данного законодательного акта. Для его нарушителей не предусмотрено никаких санкций, никаких правовых последствий. От слова «совсем».
Как правильно заметила одна из зоозащитниц: «Боюсь, что этот закон без механизмов его реализации будет мертворожденным». А штрафы – важнейший механизм.
Рассчитывать исключительно на сознательность и ответственность сограждан – из разряда утопий. Хотя в ветклинике в Одинцово мне сказали, что на регистрацию приходит много владельцев. Сколько «много», не уточнили.
Может быть, я заблуждаюсь. И если этот закон спасет хотя бы одно животное от «этой жизни собачьей», то он, безусловно, нужен. Если же спасенных будет сотни и тысячи, то закон просто супер.