По следам трагедии Вяземского котла

Кубинские поисковики нашли останки 47 десантников и четырех летчиков

В Смоленской области прошла масштабная Вахта памяти. Порядка 300 участников из девяти регионов России и Беларуси работали под Вязьмой – героическом и одновременно трагическом месте времен Великой Отечественной войны. Более 200 поднятых солдат обрели вечный покой на воинском мемориале «Богородицкое поле».

Текст Елена ЩУКИНА, фото поисковиков

Весомому результату отряда «Вечный огонь» из Кубинки предшествовала копотливая работа. Восемь лет назад в мемуарах поисковики нашли информацию о действиях советской транспортной авиации в ходе Вяземской воздушно-десантной операции. В походном дневнике генерала Белова шла речь о сгоревшем самолете ТБ-3 и гибели экипажа. В записках упоминалась зенитная пушка как груз, точка падения бомбардировщика и фамилии военных. В онлайн-архиве «Мемориал» их имена числились без вести пропавшими. Поисковая группа выдвинулась на предполагаемое место крушения.

Память сохраняется и без документов

Восстановить события в урочище Раслово помогли местные охотники. Подробности об упавшем самолете здесь знал единственный человек, сын очевидца. «Во время войны отец был школьником. Он рассказывал, как летом 1942 года в одну из ночей на окраине деревни раздался сильный удар и взрыв. До утра горел огонь, потом жители увидели упавший самолет. Погибших летчиков похоронили рядом с местом падения бомбардировщика и около могилы посадили четыре березы – по числу захороненных. В середине 1950-х их останки перенесли на кладбище Губаново, а деревня Раслово была расселена и перестала существовать», – рассказал Александр.

Вскоре деревни Губаново тоже не стало, как не сохранилось и официальных данных о воинском захоронении. Осталась лишь бабушка, которая долгое время ухаживала за неизвестной могилой и которая четыре года назад ее показала. Надписи, указывающие, кто там лежит, отсутствовали.

О десантниках не знал никто

– Мы в разных местах искали летчиков сбитого самолета. Обнаружив эту могилку на краю заброшенного кладбища, два года проводили согласования разного уровня, ведь очень важно не нарушить, в том числе, этические нормы. Когда пришли к общему мнению, в июне нынешнего года провели эксгумацию. На небольшой глубине мы нашли останки четырех пилотов, уложенных предположительно в гроб. А немного глубже было то, о чем никто не знал – два-три слоя человеческих костей, поверх которых лежали металлические элементы подвесной системы и кольцо парашюта. Были найдены личные вещи, а на самом дне раскопа лежала икона. Всего мы подняли 53 человека. Из них – 47 десантников из состава восьмой воздушно-десантной бригады, погребенных местными во время оккупации, и четверо летчиков, которых к ним перезахоронили уже после войны, – рассказал «НЕДЕЛЕ» руководитель отряда «Вечный огонь» Алексей Кобяков.

Горечь спелой рябины

Практически все участники подъема, а также другие ребята и военнослужащие 45-й бригады ВДВ присутствовали на перезахоронении на воинском мемориале «Богородицкое поле». Во время церемонии выполнял виражи самолет Вяземской пилотажной группы «Русь», так отдавая честь погибшим. Всего 30 сентября погребли 247 бойцов Великой Отечественной Войны. Из них установлено 10 имен.

«Сентябрьская вахта заканчивается. В ней приняли участие почти 300 человек. И хотя она была недлинной – 10 дней – результат очень важный. Найден 81 боец, и они упокоены с теми, кого подняли весной-летом, на «Богородицком поле», – написала сенатор РФ, руководитель Смоленского областного поискового движения Нина Германовна Куликовских.

«Вахта прошла на очень высоком организационном уровне. Регистрация каждого прибывшего поисковика, ежедневные отчеты командиров, обеспечение водой, дровами, пронзительные стихи на открытии и горькая рябина, которая была единственной пищей для взятых в котел воинов. Здорово, что к таким мероприятиям приобщается молодежь», – поделился впечатлениями с нашей газетой участник вахты Анатолий Сюмак.

«Вяземская земля для нашего отряда знаковая. Здесь прошла первая поисковая экспедиция, здесь мы нашли считавшегося пропавшим без вести генерал-майора Котельникова, здесь подружились со смоленскими коллегами и единомышленниками из других регионов», – говорит Валерий Большаков, полевой командир нижегородского отряда «Курган».

«Всё на нас перечислено – навсегда, не на срок»

Одновременно под Вязьмой прошел «Урок живой истории». Порядка 80 ребят прошли маршрутом выхода из окружения 35 километров, переночевали в лесу, перенося тяготы, близкие к тем, что были у бойцов в октябре 1941 года. Школьник из Власихи, юный поисковик отряда «Илья Муромец», по собственной инициативе поднимал всем боевой дух солдатским песнями.

Следующая большая вахта на месте котла намечена на апрель 2024 года. Но, как и предполагалось, домой разъехались не все – раскопки продолжаются. Около 20 человек, среди которых старшеклассники и взрослые из Кубинки, сейчас работают на местах гибели красноярской дивизии под Ржевом и уже подняли одного солдата.

Историческая справка

Вяземским котлом называют катастрофическое завершение оборонительной операции Западного и Резервного фронтов в октябре 1941 года. Это самое горькое наше поражение. 7 октября Вермахту удалось окружить советские войска под Вязьмой. В котел попало около миллиона человек. Красная Армия потеряла 600 тысяч пленными и 380 тысяч убитыми и ранеными.
Расскажите о нас в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *