Звенигород и Левитан: место гения и гений места
В Звенигородском Манеже открылась выставка картин «Вокруг Левитана – пейзаж конца 19 начала 20 века» из собрания Русского музея.
Текст Александр ЛЫЧАГИН, фото Евгения ДЁМИНА
До 25 февраля 2024 года посетители Манежа смогут увидеть картины известнейших российских пейзажистов, и, конечно, принадлежащие кисти самого Исаака Левитана. Саврасов, Поленов, Коровин, Васнецов, Виноградов, Грабарь – это его ближний круг. Здесь и учителя, и товарищи по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, и друзья, и ученики мастера.
Открыли выставку глава Одинцовского округа Андрей Иванов, министр культуры Московской области Василий Кузнецов и научный сотрудник Русского музея Сергей Кривонденченко.
– На культурной карте не только нашего округа, но и Подмосковья в целом Манеж становится еще одной точкой притяжения, – отметил Андрей Иванов. – Мы бережно реконструировали его, возрождая не просто для красоты – для работы. Здесь всегда была площадка, на которой можно организовывать значимые события.
Сегодняшняя выставка – это первый такой большой проект, первая коллаборация со знаменитым Русским музеем, основанным еще Александром III. Событие для Звенигорода совершенно нового уровня и высокого качества. Думаю, выставку по достоинству оценят и жители Одинцовского округа, и гости города. Уверен, что многие с большим удивлением откроют для себя, что великий Исаак Левитан, как и его друзья, единомышленники и последователи находили вдохновение для своих работ именно здесь, в Звенигороде, в Саввинской Слободе. И еще тот факт, что и Левитана, и его друзей привел сюда знаменитый Алексей Саврасов, пейзажист, художник, преподаватель живописи.
Хотел бы выразить благодарность всем вдохновителям выставки и ее организаторам: Русскому музею, министерству культуры Московской области, губернатору Подмосковья Андрею Юрьевичу Воробьеву за то, что такое событие стало возможным.
Василий Кузнецов зачитал приветственный адрес министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова по случаю открытия выставки, подчеркнув:
– Мы очень богаты, и одно из наших богатств – русское искусство. Министерство культуры делает все возможное, чтобы таких культурных точек на карте Московской области было как можно больше. Межмузейное и межрегиональное сотрудничество с Русским музеем, Эрмитажем, Третьяковкой позволяет привлекать жителей региона и туристов из других городов.
Василий Кузнецов также предложил переименовать автобусную остановку рядом с Манежем – «Кинотеатр» на «Звенигородский Манеж».
Куратор выставки Сергей Кривонденченко от лица Русского музея поздравил первых посетителей с открытием вернисажа:
– Выставка необычная, даже уникальная. Здесь встречаются гений места и место гения. Левитан в середине 1880-х годов много раз приезжал в Звенигород, работал здесь, и работа на натуре стала определенной школой для него самого, а потом и для его учеников. Мы привезли из Русского музея 45 произведений, имена этих художников ближнего левитановского круга мы видим на афише. Это и экспозиционные шедевры, и малоизвестные работы. В частности, на выставке 19 произведений Левитана. Их преобладающая часть обычно находится в запасниках, это обычные этюды. Но именно в этюдах – правда, ясность мотива, которую увидел, в том числе, и в Звенигороде Исаак Левитан. Эта выставка знаменует открытие музея, и мне хочется, чтобы Манеж, этот своеобразный корабль духовной культуры, плыл и плыл.
Участники открытия выставки стали и первыми ее посетителями. Дизайн, оформление – исключительные. В Манеже выстроена своеобразная машина времени, способная перенести в позапрошлый век. Он ведь считался Серебряным, и не только в поэзии, но и в других видах искусства. В таком обрамлении, с такой подсветкой картины просто завораживают, выглядят подлинными бриллиантами. Останавливаешься и замираешь в созерцании. Мастерство российских пейзажистов таково, что двумерные, по сути, плоские изображения каким-то неведомым образом включают у зрителей стереоскопическое зрение. Картина приобретает объем, стоит переступить с ноги на ногу или склонить голову, и кажется, что это не полотно. Это окно, за которым реальная жизнь.