Каким он был, генерал Осюков

В этом году Одинцовский Совет ветеранов войны, труда Вооруженных Сил и правоохранительных органов отмечает 50-летний юбилей. За это время в общественной организации сменилось семь председателей. К сожалению, не все факты их биографий стали достоянием нашей местной истории. И все-таки кое-что удается найти.

Текст Александр ЛЫЧАГИН, фото Любовь ОСЮКОВА

От бронепоезда до межконтинентальных ракет

Григорий Лаврентьевич Осюков – второй по хронологии председатель Совета ветеранов тогда – Одинцовского района. Информации о нем в нашем городе сохранилось немного – скупые строки интернет-энциклопедии, справочник «Кто есть кто в РВСН» и страницы сайта «Подвиг народа». Наград в изобилии – два ордена Отечественной войны, четыре Красных Звезды, а о медалях как-то можно даже и не упоминать после такого орденского звездопада. Все наградные документы обоснованы изрядными списками немецких потерь. Дело в том, что результаты работы артиллерии в наступлении неплохо документируются по количеству развалин, оставшихся от ДОТов и блиндажей, разбросанных трупов солдат, обломков военной техники. Служил Григорий Лаврентьевич в штабе артполка, причем, гаубичного, а это оружие крупных калибров. Артиллерию принято именовать богом войны. Сложно сказать, много ли в артиллеристах божественного, но пехота на них точно молится, потому что это большая разница – штурмовать укрепрайон или же развалины укрепрайона, где от противника остались ошметки.

Хотя довелось повидать Григорию Осюкову и тяжелые поражения – он прошел войну с первых ее дней. Вначале воевал на бронепоезде на Южном фронте. Техника, пожалуй, несколько архаичная для середины ХХ века, но все же грозная – мобильная бронированная батарея крупного калибра. Хотя и уязвимая для авиации и подрыва путей диверсантами. Удалось разыскать рукописные воспоминания, «солдатские мемуары» однополчанина Осюкова, в которых он рассказывает о гибели бронепоездов. Под угрозой окружения их пришлось взорвать и сжечь, чтобы немцам не достались, а личный состав ушел на переформирование. В книге есть даже небольшое упоминание адьютанта командира бронепоезда Григория Осюкова.

После войны Григорий Лаврентьевич продолжил военную службу, окончил академию, достиг больших высот — стал генерал-майором, командовал 33-й ракетной дивизией. После увольнения из РВСН жил в Одинцово, возглавлял Совет ветеранов района.

Память хранят односельчане

Родственников генерала Осюкова в Одинцово найти не удалось и решили поискать их на родине Григория Лаврентьевича, в деревне Чешегора Пинежского района Архангельской области, где он был похоронен.

Написали на страничку самой ближней к Чешегоре средней школы поселка Карпогоры во «ВКонтакте». Откликнулся председатель местного «Боевого братства» и отряда поисковиков «Факел» Мирраб Азадов, подсказал телефоны председателя Совета ветеранов поселения Любови Осюковой (однофамилица) и родственников Григория Лаврентьевича Осюкова. Добавил, что память генерала чтят. Похоронен он на местном кладбище рядом с могилами родителей и брата. За захоронением ухаживают, недавно обновили памятник. Дом родителей сделали музеем, прикрепили на него две звезды (брат Павел тоже воевал) и мемориальную доску. 9 мая односельчане собираются, чтобы почтить память своего уважаемого земляка.

Родина – где родные

Так мы и познакомились с племянницей Григория Осюкова – Любовью Павловной Осюковой. Ей 75 лет, дядю помнит очень хорошо. Вот ее рассказ.

– Совершенно простой человек, никак не подчеркивал своего значения, даже военную форму не надевал – в гражданке приезжал. Когда он служил в Белоруссии, в Мозыре, мы в гости к нему ездили. У него дома жил мой брат. Своих детей у Григория Лаврентьевича не было, и он после 7 класса забрал мальчика к себе, до окончания 10 класса. Хотел усыновить, предлагал: «Саша, оставайся, будешь с нами жить». А тот не согласился, сказал, что по Северу скучает, и вернулся. Такая у нас родина, не отпускает. И Григорий Лаврентьевич приезжал регулярно, для него отпуск был, чтобы в Чешегору съездить, никаких курортов ему не надо было. У военных жизнь – перекати-поле, сколько воинских частей, гарнизонов меняют. Кто-то остается потом на новом месте, привыкают, считают своей второй родиной – семья, дети. А вот Григорий Лаврентьевич ни к чему не привязался, родина у него оказалась только одна. Первая его жена давно умерла, второй уже тоже нет, а мы у него были. Брат, сестры, племянники, вся родная деревня. Дядя по нашим меркам высокий пост занимал, но со всеми говорил просто. Сейчас в бабушкином доме – музей, иной раз приезжают экскурсанты, удивляются: «В этом доме жил генерал?» Это же простой деревенский дом. Да, дядя не нажил ничего, ни дач никаких не строил, ни особняков – ему не нужно было. К нам приезжал, отдыхал. Позавтракает – и в лес, на речку, туда, где его детство прошло. Папа у меня рыбак был, охотник – и дядя с ним, тоже большой любитель. Как-то поймал семгу, хорошую такую, и устроил нам «танец туземца» на песчаной отмели с этой рыбой, так радовался редкому улову. В 1994 году он приехал летом. Стало плохо, оказалось – инсульт. Лежал в больнице поселка Таежный неподалеку, но сделать врачи уже ничего не смогли.

В Чешегоре сейчас зимой постоянных жителей девять человек. Летом приезжают те, кто поблизости живет в квартирах, а дома родительские остались. Вот на лето и едут, как на дачу, детей с собой привозят и внуков. Я и сама так – на зиму переезжаю к дочке, а весной – еду туда, в Чешегору. Раньше народу жило побольше, совхоз же был. Рожь растили, ячмень. Сейчас хозяйство уже не работает, поля заросли – невыгодно. Все можно привезти оттуда, где климат хороший, земля плодородная. Вы не думайте, что у нас прямо дикие края какие, нет. От райцентра 40 километров всего. Условия суровые, зима длинная, но я не скажу, что у нас плохо. От Архангельска до нашего райцентра есть железная дорога, а раньше было еще проще – местные самолеты летали. Маршрутки ездят, у кого машины – на машинах едут. В двух местах паромные переправы. В распутицу только бывают сложности. И спасибо, что позвонили, приятно узнать, что дядю в Одинцово вспоминают.

Расскажите о нас в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *