Педагогическая дуэль с учениками: остро, актуально, каверзно и даже неприемлемо
«НЕДЕЛЯ» начинает знакомить читателей с победителями и лауреатами муниципальных этапов профессиональных конкурсов педагогического мастерства.
Подготовила Ирина КОМЕЛЬ
Конкурсы «Воспитатель года», «Учитель года», «Педагог-психолог», «Педагогический дебют», «Сердце отдаю детям» и «За нравственный подвиг учителя» проводятся ежегодно. И это неслучайно – они помогают педагогам оценить наработанный опыт и испытать себя. Дают возможность выйти на новый уровень мастерства и проявить новые грани профессионального таланта.
В этом учебном году победителями и лауреатами профессиональных педагогических конкурсов стали более 20 отличников сферы образования. И задача выбрать лучших из лучших оказалась не из простых.
Первый учитель: восхищение, ставшее призванием
Победителем муниципального и призером регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2023» стала учитель начальных классов, классный руководитель 2 «Е» класса Одинцовской школы № 3 Александра Капелюх.
Еще в младших классах Саша мечтала быть похожей на своего учителя:
– Мне казалось, что этот человек знал все. И это было настолько удивительно, что мне захотелось стать таким же человеком и помогать другим осваивать этот мир и давать знания.
Мечта сбылась. В 2022 году Александра с отличием окончила Московский областной педагогический институт имени Н.К. Крупской. Практику проходила в родной одинцовской школе. И здесь два года назад начала свой трудовой путь, причем уверенно и успешно. Тем более к этому моменту она уже была победителем Всероссийского конкурса студенческих проектов «Педагог XXI века», лауреатом областного конкурса профессионального мастерства студентов педагогических специальностей «Шаг в профессию», лауреатом V Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы. Россия 2022».
И снова – победа! Говорит, что поддержка близких, коллег и ребят-учеников очень выручали. А члены жюри высоко оценили знания, передовой опыт и авторские находки молодого педагога.
– Конкурсы – это моя стихия, – признается Александра. – Мне нравится испытывать себя, критически мыслить. В неформальной обстановке, в нестандартной ситуации посмотреть, на что я способна. Современные методики, обмен опытом и общение с инициативными коллегами вдохновляют и помогают в работе. В планах – использовать полученные знания и практику в авторских разработках. Хотелось бы привнести в профессию и что-то свое. Конкурс дал новые знания. Я сейчас в курсе инновационных методик образования, тех приемов, которые используют современные педагоги. Есть уже и некоторые собственные наработки.
Но стать ребенку другом, помощником и наставником в освоении знаний Александра Сергеевна считает главным в профессии педагога начальных классов. А реакция и активность ребят на уроке, их тяга к знаниям только подтверждают выбранное педагогом направление.
Литератор, детектив и «провокатор»
Победителем муниципального этапа конкурса «Учитель года-2024» назван учитель русского языка и литературы Одинцовской гимназии № 11 Владислав Комышев.
В ходе конкурса Владислав Александрович делился профессиональными наработками. У него масса идей и способов, чтобы разнообразить форму подачи литературного произведения, а главное – показать ученикам, насколько увлекательным может быть чтение, и умно спровоцировать их на это. Знает, что современные дети любят, чтобы было остро, актуально, каверзно, смешно или даже неприемлемо. Поэтому к уроку Владислав Александрович готовит шутливые тесты. В контрольные включает смешные предложения и строки из современных песен. Дает в диктантах тексты из «Гарри Поттера», «Властелина колец» или «Оно». Считает, что простор для творчества есть всегда. Или вот еще авторский педагогический проект – расследование на примере литературного произведения. «Мы применяем этот прием с ребятами по многим текстам. У нас существует детективное бюро, есть папки с личными делами, в которые собираем досье на персонажей. А по факту на выходе получается читательский дневник». А вот еще, как вариант – ребята сами предложили прочитать главы «Героя нашего времени» в хронологическом порядке. Получилось интересно.
Окончив факультет русской филологии Московского государственного областного университета, Владислав Александрович седьмой год преподает в Одинцовской гимназии № 11. Говорит, что жизненный путь определил случай: «Пока учился, не планировал работать в школе. Думал о редакторском деле или о журналистике. Но оказавшись на практике в Одинцовском лицее № 2, вдруг осознал, что школу можно любить, преподавать искренне и с удовольствием. Новый, другой взгляд на школу открыла Наталья Гурская, под руководством которой проходила практика».
На вопрос, какие они, современные школьники, делится своими наблюдениями: «В целом они обладают гораздо большим опытом и познаниями, чем мы и старшее поколение в их возрасте. «Мир для них открыт шире, они более развиты, чем мы. Больше способны к самообразованию. Умеют работать коллективно, хотя и заметно эгоцентричны. Лучше приспособлены к социуму. Из негатива – клиповое мышление, неготовность работать с серьезным объемом материала. Сложность обучения порой их отпугивает – они привыкли легко добывать информацию. Но нам тоже постоянно твердили, что мы – ужасное поколение. А дети всегда чуть другие».
– А в чем трудность работы с современными детьми?
– Ну, может, в том, что они более открыты и хотят общения, хотят делиться своим мнением, задавать вопросы и получать ответы. Они готовы тебя проверить, могут в тебе усомниться. Это их право. Ты должен выйти из такой ситуации достойно и показать, что они могут тебе довериться».
За время работы учитель успел принять участие в нескольких профессиональных конкурсах. Победителем конкурса «Учитель года» назван второй раз. Три года назад сумел дойти до финала регионального этапа. На достигнутом останавливаться не собирается – рассчитывает выйти на всероссийский уровень. Чего и мы Владиславу Александровичу от всей души желаем.