Откуда берут курс на Кремль «Русские витязи» и «Стрижи»

Текст: Александр Лычагин

Поначалу «топтались» по грунтовке

Новый Городок значительно моложе многих населенных пунктов Одинцовского округа. Впрочем, и ближайший сосед – Старый Городок старше буквально на несколько лет. Оба возникли в тридцатые годы прошлого века и неразрывно связаны с историей отечественной авиации и аэродромом «Кубинка». По воспоминаниям старожилов, первое летное поле было грунтовым, а взлетали с него бипланы Р-5 и У-2. Однако вскоре аэродром начал обрастать инфраструктурой. Из Каунаса сюда были переведены мастерские, впоследствии ставшие авиаремонтным заводом, появились ангары, цеха, жилые городки. В небе зажужжали истребители И-15 и И-16.

К началу Великой Отечественной войны был закончен второй аэродром, собственно, и ставший впоследствии авиабазой. На нем разместили истребители Як-1 11-го истребительного полка ВВС РККА, действовавшие в составе противовоздушной обороны. Летом 1941-го они преградили путь армадам немецких бомбардировщиков, пытавшихся под покровом ночи прорваться к Москве. Летчики дрались геройски, настигали и сбивали попавших в лучи прожекторных полей «Хейнкелей»-111. Немцы пытались разбомбить аэродром, обстреливали артиллерией с земли, но он продолжал успешно работать. Когда фашистов отогнали от Москвы, значения не потерял – здесь учили пополнение летчиков, ремонтировали пострадавшие в воздушных боях самолеты, вели окончательную доводку американских лендлизовских «Аэрокобр».

Сегодняшний собеседник нашей газеты – летчик, полковник Виктор Федорович Свищев. В Кубинку он приехал в 1989-м году, в общем-то, уже ближе к финалу своей службы в Военно-воздушных силах.

Виктор Свищев

Интеллигентная «летающая парта» и суровый МиГ-29

А в ее начале было знаменитейшее, первое в мире Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Его история начинается в 1910 году, еще в царские времена. Учебное заведение, названное по речке Кача в окрестностях Севастополя, появилось «по подписке». Весь народ после поражения при Цусиме собирал пожертвования на строительство нового морского военного флота. И собрали столько, что остались деньги даже на флот воздушный. Впоследствии училище несколько раз меняло дислокацию. Виктор Свищев, выходец из простой рабочей семьи, поступал в него в Волгограде:

– Поступил в 1967 году, в 1971 году окончил. Конкурсы были очень высокие, но мне повезло. Я ходил в так называемую «Школу юного космонавта», а работала она от Качинского училища, так что поступал я вне конкурса. Очень благодарен всем своим преподавателям, инструкторам. «Летающая парта», реактивный чешский Л-29 был первым самолетом. Оставил очень хорошее впечатление – самолет послушный, «интеллигентный», многое курсантам прощал. Потом освоил МиГ-21, это уже боевой, суровый самолет. А последний из моих освоенных – МиГ-29.

После выпуска лейтенант Свищев попал служить в Южную группу войск. Через пять лет – на Дальний Восток, поступил в высшую военно-политическую академию в Москве. После окончания снова направлен в Южную группу войск, служил в Венгрии, потом в Белоруссии, а уже оттуда попал в Кубинку. Работал на должностях замполита полка, заместителя начальника политотдела, а в Кубинке – уже начальником политотдела 9-й гвардейской истребительной дивизии.

Весь мир стремился заглянуть в кубинскую «витрину»

– Здесь базировались три полка, – рассказывает Виктор Федорович, – летали каждый день, в две смены, гудели, гудели и гудели. Население привыкло, даже дети привыкли, наоборот, просыпались, когда тишина. Кубинка для всех нас была мечтой. Я радовался, что попал сюда. Но наступили другие времена, начались реформы, политорганы стали не нужны. Я ушел на Центральный командный пункт ВВС – в главный штаб, там прослужил еще 10 лет до увольнения в отставку.

Но новые времена принесли и новые смыслы. Кубинка всегда была витриной отечественной боевой авиации. 234-й истребительный Проскуровский (по имени украинского города) имени Ленинского комсомола, имени маршала авиации Ивана Никитовича Кожедуба полк перерос в центр показа авиационной техники. Рядом с летным полем было выстроено специальное большое здание – демонстрационная база со смотровой площадкой, оттуда можно наблюдать полеты. В закрытом военном городке поддерживался идеальный порядок, имелась своя рота почетного караула. Каких только иностранцев здесь не перебывало – пожалуй, что весь мир. Французы, в том числе ветераны знаменитой эскадрильи Нормандия-Неман, финны, англичане, американцы… А уж делегаций стран-эксплуатантов нашей техники из Китая, Монголии, Вьетнама, Восточной Европы, Африки, Азии просто без счета. Бывшие «вероятные противники» прилетали в гости на своих самолетах, проходили совместные полеты летчиков на «спарках». Это была эпоха потепления, разрядки, добрых отношений друг с другом. Кубинка принимала полеты «Открытого неба» – международной системы взаимного воздушного контроля.

Экономику между тем изрядно штормило, но в Новом Городке это не так уж и ощущалось. Эпоха безвременья для авиаторов прошла относительно безболезненно – летчики это элита, все это прекрасно понимали. И в снабжении Новый Городок оставался все-таки в привилегированном положении. Правда, системы талонов избежать не удалось. Свищев вспоминает смешной случай – к жене пришла соседка: «Дай талоны на водку, у тебя все равно муж летчик, не пьет».

Когда здесь наконец-то выдохнули…

А вот во времена министра Сердюкова проблемы встали в полный рост: обслуживание всей социальной сферы, от летной столовой до поселкового ЖКХ перешло на «аутсорсинг», то есть в частные руки. И жители Нового Городка это очень почувствовали – поселок быстро пришел в упадок. Командиры интересовались: «А случись война, этот аутсорсинг пойдет на линию фронта?» И сегодня жизнь показала, что без офицеров тыла не обойтись.

Несколько лет назад бывший военный городок все-таки передали в ведение муниципалитета, и, как говорит Виктор Федорович все буквально выдохнули:

– Наконец-то дождались! Асфальтирование дорог, плитка на пешеходных тропинках, освещение, лавочки, урны, детские площадки – это был просто скачок. Сейчас Новый Городок стал лучше, чем «импортная», построенная финнами при выводе 16-й воздушной армии из Германии Кубинка-8. Некоторые проблемы есть до сих пор – ждем ремонта гарнизонного Дома офицеров, но в целом перемены к лучшему наглядны. Достаточно пройти по поселку, посмотрите, какая у нас сейчас школа, какой детский сад.

После выхода в отставку В.Ф. Свищев продолжил работу «на гражданке» – по сути, стал связистом, основал фирму по установке и обслуживанию домашних телефонов и интернета. Парадокс, но в знаменитой на весь мир Кубинке домашние телефоны были только у командира дивизии и начальника политотдела.

А еще Виктор Федорович возглавляет Совет ветеранов Кубинского авиагарнизона и ведет большую организационную работу во время юбилейных для Кубинки дат. Когда в Новый Городок приезжает множество гостей, проходят авиационные праздники с участием пилотажных эскадрилий «Русские витязи» и «Стрижи». Интерес у публики огромный, посмотреть шоу приезжают десятки тысяч зрителей, многие с детьми. И значение этих событий для популяризации авиации, конечно, неоценимо.

Учащиеся Новогородковской школы знают Виктора Федоровича в лицо и здороваются с ним на улице. Еще бы, он помогает с организацией школьного музея и проводит по приглашению учителей «Уроки о важном».

Ну а аэродром Кубинка продолжает гудеть турбинами и пропеллерами. Может быть, не так мощно, как прежде, но все же. Отсюда стартуют к Красной площади на парады построения самолетов «Кубинский бриллиант» и «Ромб», здесь базируются смешанная авиатранспортная бригада, звено вертолетчиков. А знаковые для развития отечественной авиации модели самолетов стали экспонатами музея под открытым небом и частью парка Вооруженных сил России «Патриот».

Расскажите о нас в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *