Водокачка – на прокачку? Скорее – на слом…
В начале летнего сезона остались без воды сразу 11 садовых товариществ, прилегающих к городу Одинцово с востока.
Текст и фото Александр ЛЫЧАГИН
Они появились в 1949 году – в трудные послевоенные годы по совместному решению Московского областного и городского Советов депутатов трудящимся ряда предприятий было выделено 638 участков. В числе садоводов, перед которыми стояла непростая задача освоения поросших кустарниками пустошей, оказались не только москвичи, но и одинцовцы. В частности, получили участки работники расположенного поблизости Баковского завода эмальпосуды. Это предприятие и его продукцию хорошо помнят старожилы. Совместными усилиями садоводы организовали даже летнее водоснабжение своих участков, собрав деньги на строительство водопровода. Включал он водозаборную скважину, водонапорную башню и систему трубопроводов на глубине два с половиной метра. Скважину для своих нужд круглогодично эксплуатировал завод эмальпосуды, а дачники поддерживали в исправном состоянии проходящие по территории их хозяйств трубопроводы и оплачивали подачу воды в летнее время. Так продолжалось почти 70 лет. За это время в стране произошли значительные перемены, завод эмальпосуды был приватизирован, а впоследствии преобразован в АО «ОДЭПО». На его баланс попал водозабор, в то время как остальные коммуникации остались, по сути, бесхозяйными. Но тем не менее система продолжала функционировать, пока осенью 2023 года ее не прорвало. Поломки случались и ранее, поэтому подачу воды прекратили, а ремонт отложили на весну. Однако с наступлением тепла дачников ждал неприятный сюрприз: АО «ОДЭПО» отказалось заключать договора поставки воды жителям СНТ и известило о необходимости проведения работ по реконструкции линии водопровода и водонапорной башни.
Точка зрения дачников

Корреспонденту «НЕДЕЛИ» их позицию объяснила группа садоводов, пришедших на встречу у ржавой водокачки. Конечно, люди возмущены. Они сетуют на то, что отказ в подаче воды стал для них полной неожиданностью. Выращена и посажена рассада, а поливать нечем, приехали на отдых дети – их негде помыть. Да и напиться нечем, и собственность под повышенным риском: трубопроводы, хотя бы и в летнее время, служат источником подачи воды пожарным машинам. В одном из хозяйств есть маленькая общественная скважина с колонкой на улице, но удовлетворить нужды всех жителей ей не по силам. Конечно, за последние годы дачные поселки сильно изменились, заметно социальное расслоение. У кого-то по прежнему скромные домики на пяти сотках, доставшиеся по наследству от родителей и бабушек с дедушками, а где-то уже и вполне солидные особняки с собственными скважинами и колодцами. Это дома круглогодичного проживания, в них одним летним водопроводом не обойтись. Но такие далеко не у всех, получается, что авария водопровода больнее всего ударила по социально незащищенным людям. АО «ОДЭПО» дачники упрекают в социальной безответственности, в том, что предприятие не желает вести не только ремонт, но даже обследование водопровода, хочет избавиться от бремени содержания инфраструктуры и не желает общаться с представителями СНТ.
Точка зрения АО «ОДЭПО»
Ею с «НЕДЕЛЕЙ» поделилась Анастасия Валерьевна Вальянт-Агилера, административный директор АО «ОДЭПО».
Официально на балансе предприятия находится только водозаборная скважина. Она в полной работоспособности, ее планово ремонтируют, прочищают, заменяют насосы. Оформлена лицензия на недропользование. А вот все остальные коммуникации, включая водонапорную башню, собственностью предприятия не числятся. «ОДЭПО» снабжало водой дачников и вело обслуживание системы до момента ее прорыва. Весной была попытка возобновить водоснабжение, однако собственное обследование, проведенное службой эксплуатации, показало, что водопровод надо ремонтировать капитально.
А сделать это АО «ОДЭПО» не может по целому комплексу причин. Трубопроводы и водонапорная башня предприятию не принадлежат, ведение подобных работ не входит в перечень уставных видов деятельности, АО «ОДЭПО» не является ресурсоснабжающей организацией. Нет материальных ресурсов, нет специалистов. Гордиев узел проблем надо было как-то решать, и предприятие обратилось в администрацию округа с просьбой о безвозмездной передаче земельного участка и водозаборной скважины в муниципальную собственность. А также с просьбой о подключении организации к центральному городскому водоснабжению. Получены технические условия, список необходимых документов, идет оформление. Специалисты городских служб приезжали, осмотрели водопровод, и их вывод был тем же – необходим капитальный ремонт. Точнее, полная реконструкция. Водонапорная башня не требуется, их сейчас не строят, это прошлый век.
– Мы на самом деле в одной лодке с садоводами, – полагает Анастасия Вальянт-Агилера. – Как мы заинтересованы перевести водоснабжение в руки специалистов, профессионалов, так и дачникам необходимо решить тот же самый вопрос. Поскольку речь идет о частной собственности, им придется коллективно финансировать капитальный ремонт. Но зато они получат полноценный центральный водопровод, причем даже круглогодичного действия.
Попытка реанимации
Встреча представителей муниципалитета, АО «Теплосеть», АО «ОДЭПО» и председателей СНТ прошла 6 июня. Общение получилось нервным: дачники понимают, что капитальный ремонт не просто требует денег, но и много времени, нужно решать вопросы собственности, составлять проект, вести работы по перекладке сетей, переоформлять лицензию на скважину. Да и скважину придется реконструировать – если речь идет о серьезном обеспечении водой, потребуется вторая, резервная. А как жить сейчас? Ситуация патовая, и это, естественно, подняло градус общения. В конечном итоге было принято решение все-таки попытаться хотя бы временно включить подачу воды. Если получится, если очередные заплатки и бандажи выдержат, сезон можно будет как-то прожить. А если нет? Говорят, дачники – народ дружный, привыкли помогать друг другу и решать вопросы на общих собраниях. И это правда. Я, автор этих строк, сам живу в СНТ. И когда соседи только строились и воды у них не было, дружеский шланг помощи протянулся к ним из моего колодца. Найдутся ли такие же в нынешней ситуации?..