Бал, Бабель, Бебель и «баба ЕГЭ»…

Текст: Георгий Янс

Балы медалистов и немедалистов по всей России (наш округ не исключение) подвели черту под очередным учебным годом. Всё – отдых. К сожалению, отдыхается далеко не всем.

Группа депутатов внесла законопроект об отмене единого государственного экзамена, который Госдума должна рассмотреть уже в октябре этого года. Депутатская идея проста, как грабли, на которые депутаты с завидным постоянством наступают, – ЕГЭ отменить и заменить традиционными экзаменами. Чтобы было, как раньше.

«По сути, происходит эксперимент над учащимися и школами, что является недопустимым. Формат ЕГЭ, требуя от школьников ответов на тестовые вопросы, учит детей только «проставлять галочки в клеточках». На ЕГЭ работает память школьника, а не его мышление», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Трудно не согласиться с выводами законодателей. Только бить в колокола надо было не сейчас, а лет этак 16-18 назад, когда ЕГЭ только внедрялся. Еще тогда хватало прогнозов, что ЕГЭ деструктивно повлияет на развитие мыслительных способностей ученика.

Примерно в те же годы я писал: «Благодаря ему (ЕГЭ) образование из обучения превратилось в тупое натаскивание. Я имею в виду, прежде всего, гуманитарные предметы. ЕГЭ – расцвет эпохи репетиторства. Литература и история уничтожены как образовательные предметы».

Сегодня я в том возрасте, когда чаще вспоминаю, чем предвосхищаю. Вот и теперь вспомнилось интервью с министром образования Владимиром Филипповым.

В начале 2000-х именно он являлся одним из главных инициаторов внедрения ЕГЭ. Признавая недостатки единого экзамена, он был тем не менее непоколебимо уверен, что они искупаются двумя преимуществами. Снижением коррупционной составляющей – «купить ответы невозможно». И созданием равных возможностей для поступления в вузы выпускникам из провинции, что включало отмену вступительных экзаменов. Но «гладко было на бумаге» – ушли одни проблемы, появились другие.

Надо признать, что за прошедшие годы ЕГЭ «обкатался» в школе. К нему привыкли, приспособились учащиеся, учителя и родители. К тому же школа по определению очень консервативная институция, и любые изменения в ней надо проводить крайне осторожно. Но депутаты, предлагая отменить ЕГЭ, по сути, ничего не предлагают взамен. Отсутствует какой-либо внятный механизм реализации заявленного закона.

Аргументы «инициаторов» – в необходимости отмены ЕГЭ (расходы родителей на репетиторство, стресс у выпускников) по большей части несостоятельны. Безусловно, связь между репетиторством и ЕГЭ имеется. Но это только верхушка айсберга. Главная причина – в низком уровне и качестве образования. Репетиторов родители нанимают для своих детей начиная уже с первого класса. Отмена ЕГЭ не решит проблему падения качества образования.

Стресс, нервное напряжение будут при любой форме экзамена. Не случайно синоним экзамена – «испытание». Как можно испытать себя, не прилагая к этому волевых усилий? В качестве примеров стресса депутаты приводят случаи издевательского досмотра учеников в пунктах сдачи экзаменов. Это действительно ужасно и отвратительно. Но…

Есть такая простая вещь, как статистика. По словам главы Рособрнадзора Анзора Музаева, ЕГЭ в 2024 году сдавали 700 тысяч человек, а ОГЭ – полтора миллиона. Нарушения были зафиксированы только в 0,0008% (!) случаев.

Эксперты уверены, что законопроект не будет поддержан.

«Пусть уж лучше ЕГЭ останется, чем все в авральном порядке будут ломать через колено», – так обрисовал ситуацию один из специалистов в области образования.

В советские времена была популярна шутка про то, что должен знать человек, получивший высшее образование, – «отличать Гоголя от Гегеля, Бабеля от Бебеля и кобеля от кабеля».

Кстати, про Исаака Бабеля. 12 июля этому русскому писателю исполнилось бы 130 лет. Читателю он должен быть знаком (я надеюсь) по двум выдающимся произведениям – «Конармия» и «Одесские рассказы». Его тексты пронизаны метафорами. Он прожил недолгую (46 лет), но насыщенную и полную противоречий жизнь. Жил в непростое время. Ругаю себя за штампы, но время действительно было непростое, 20-30-е годы прошлого века. Бабель пытался быть советским писателем. Не получилось. Он был арестован на даче в Переделкино по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности и шпионаже» 15 мая 1939 года. И уже в январе 1940 года расстрелян. Родные о его смерти узнали только в 1954 году.

Поводом вспомнить про писателя в местной газете является тот факт, что в начале 30-х годов он жил в наших краях, в Молоденово: «Я счастлив тем, что у меня есть два щита от бед – работа, которую я люблю, и Молоденовская моя крепость».

Здесь ему очень нравилось: «Я живу в деревне, в 50 верстах от Москвы, поблизости от Звенигорода, в местности, называемой «русской Швейцарией». Поблизости Москва-река, купаться можно, хотя реку сию в любом месте можно перейти вброд. Забыл еще сказать, что в одной версте от моей деревни находится конский завод – главная для меня приманка».

Снимал жилье Бабель у местного сапожника Ивана Крупнова. А «конский завод» был приманкой не только из-за лошадей. В «одной версте» от деревни на даче в Горках жил Максим Горький, к которому Бабель нередко захаживал и который покровительствовал талантливому писателю.

А Бебеля звали Август, немец, социал-демократ. И в Москве имеются сразу три улицы Бебеля – 1-я, 2-я, 3-я. Улицы Бабеля – ни одной. Этим Бабель от Бебеля тоже отличается…

Расскажите о нас в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *