Фотовыставка о творчестве художника Николая Пискарева открылась в Звенигороде
Текст: Ирина Пискарёва
В Одинцовском округе начала работу новая выставка. В Чеховском сквере в Звенигороде 13 июля открылась фотовыставка «Знаменитые люди Звенигорода. Художник Пискарев Николай. (1892-1959 гг.).»
Выставка рассказывает о жизненном и творческом пути большого мастера графики, книжной иллюстрации и книгопечатного дела Николая Ивановича Пискарева, прожившего более 30 лет вместе со своей семьей в Звенигороде на улице Ивана Шнырева. Экспозиция открывает большую серию фотовыставок, которые будут рассказывать об известных и знаменитых людях, живших в Звенигороде в разные годы.
На открытии выставки присутствовали жители города, представители династии художников Пискаревых, издатели, а также певица Вероника Лепе, которая порадовала всех собравшихся исполнением русских песен.
Идея проведения серии таких выставок принадлежит жительнице Звенигорода Светлане Болохвитиной. Благодаря ее энтузиазму, а также поддержке со стороны администрации Одинцовского округа было проведено много различных мероприятий, проектов и выставок, посвящённых творчеству Н. И. Пискарева и всей творческой династии семьи Пискаревых.
Дом на улице Ивана Шнырева художник приобрёл в 1930-е годы. В нем была оборудована его творческая, мастерская. Общественная деятельность на благо Звенигорода всегда имела большое значение для Пискарева. Во время Великой Отечественной войны он очень переживает за сохранность и состояние ценнейших архитектурных памятников Звенигорода — Успенского собора на Городке и комплекса Саввино-Сторожевского монастыря. В мае 1942 года, когда была создана Комиссия по учету и охране памятников искусства Комитета по делам искусства при СНК СССР, Пискарев становится общественным инспектором по охране памятников архитектуры Звенигорода и ее общественным представителем. В 1943 г. он пишет ходатайство об охране собора на Городке как памятника русского зодчества.
В 1944 г. Главное управление по охране памятников поручило Н. Пискареву инспекторский надзор за охраной и поддержанием выдающихся памятников русской архитектуры Звенигорода, а именно его валов, зеленых насаждений, а также Саввино-Сторожевского монастыря и других памятников архитектуры. Н. И. Пискарев составляет подробные акты об их состоянии и, несмотря на военное время, добивается осуществления работ по их аварийному ремонту, а также разрабатывает эскиз проекта реставрации собора на Городке и передает его в Главное управление по охране памятников архитектуры.
Также художник мечтал о создании в Звенигороде города — музея деревянного зодчества и быта прошлого. Он считал, что в городе нужен комплексный архитектурный музей деревянного строительства прошлого в подлинных габаритах, музей города-крепости, различных типов жилых домов, гражданских и производственных зданий.
В 1943-1946 гг. Н. Пискарев занимается разработкой проекта реставрации здания Звенигородской типографии (XYIII-XIX вв.), а также изучает проблему синтеза искусств в архитектуре, считая главным умеренное и тактичное введение орнамента и украшений в архитектуру.
Художник много рисовал Звенигород и воспел пейзажи города и его окрестностей в своих графических работах и иллюстрациях. Во время войны он изображает разрушения, оставленные фашистами в прилегающих к Звенигороду деревнях Ершово, Супонево, Игнатьево. Также художник создал серию открыток с пейзажами Звенигорода и окрестностей, целый ряд линогравюр.
Представленные на выставке фотоматериалы — фото семьи и дома Пискарева, информационные листы, афиши и фотографии работ — передают практически полную информацию о жизни и работе художника в Звенигороде. Это новый формат выставок. Большое искусство из закрытых залов вышло на улицу и оказалось ближе к людям.
Благодарность за помощь в организации выставки жители выражают С. Ф. Болохвитиной, начальнику отдела по туризму администрации Одинцовского округа Н. В. Шмелевой, А. Н. Кожуховскому, работнику ЖКХ Звенигорода Алексею Алексееву, дизайнеру Наталии Лисице.