Первый раз в первый класс: мифы и страхи родителей
Конец августа – особое время для мам и пап будущих первоклашек, ведь они вместе с ребенком готовятся пойти «первый раз в первый класс». И нет еще собственного опыта общения со школой в статусе родителей. В материале РИАМО рассказывает, чем пугают родителей первоклассников.
Должен ли ребенок уметь писать, читать и считать
От первоклассника не требуется знание таблицы умножения и решение уравнений. Не является обязательным даже умение читать и писать. Ребенку достаточно знать фамилии, имена и отчества свои и своих родителей, домашний адрес и страну проживания, времена года, дни недели, основные цвета и геометрические фигуры, профессии, виды животных, известных писателей – то есть иметь элементарные представления об окружающем мире. Ребенок должен различать правую и левую стороны, уметь считать до 10, знать о понятиях «больше-меньше», уметь выразить свои мысли и так далее.
Как правило, в детских садах штатный психолог проводит тесты, в ходе которых определяет готовность ребенка к школе – физическую, интеллектуальную и личностную. Дает рекомендации, и к ним родителям стоит прислушаться, даже если они услышат не то, что они ожидали или хотели бы.
Влетит от учителя: не купили всё необходимое
Этот страх преследует родителей, которым кажется, что они недостаточно хорошо подготовили ребенка к школе. И дело тут не только в успеваемости. Начинающие родители школьников боятся, что набор рюкзака неполный, ручки не те, тетрадей недостаточно и линеек не столько, сколько надо. И за все это родителям «влетит» от учителя, который отчитает сначала их, а потом перекинет свое негодование на ребенка.
На самом деле все, конечно, не так. Перед началом учебного года проводятся родительские собрания, где четко объясняют, что нужно брать с собой в школу. Учебники выдают в школе, дополнительные пособия обычно закупают централизованно, и, конечно, учитель не будет ругать маму за неправильную ручку, а папу за не такую тетрадь. Педагоги могут попросить уделить внимание внешнему виду ученика или содержимому рюкзака, если ребенок действительно не готов и не носит в школу ничего, кроме одной тетради, например.
В страхе не соответствовать родители часто перегружают рюкзак первоклашки ненужными вещами. Поэтому не стоит в панике бегать по магазинам, лучше выдохнуть и энергию направить на психологическую подготовку ребенка.
Придётся до ночи сидеть с уроками
«Если ребенок пошел в школу – забудь о покое», – так говорят всем, кто собирается вести ребенка в первый класс. Да, образ жизни меняется, особенно после детского сада, где чадо всегда было под присмотром и его режим соблюдали воспитатели. Но жизнь на школе не заканчивается, и она точно не открывает для родителей новый фронт работы.
Во-первых, в первый год обучения детям не дают объемных домашних заданий, а во-вторых, уже с первого класса ребенка нужно учить самостоятельности. Он должен сам делать уроки, со стороны родителей помощь должна быть незначительной и больше в части поддержки – делать уроки за школьника точно не нужно.
Важно помнить, что учить – задача педагога, задача родителя – поддержка и понимание. Поэтому уроки школьник делает сам, а мама или папа могут лишь напомнить их сделать или помочь при необходимости. Так и свободного времени у родителей будет больше, и психологический климат в семье будет здоровее.
Родительские чаты и собрания
Это ужас, который пугает родителей всех школьников, но если в старших классах родители научились с этим если не бороться, то хотя бы спокойно жить, то родители первоклашек перед этим «зверем» почти беззащитны. Чатов обычно начинают создавать много и по разным темам – «с учителем», «без учителя», «для родительского комитета», «чат для сбора денег» и т.д.
На самом деле нужно с первых дней адекватно подойти к этому вопросу. Обсуждений не избежать, да и информацией делиться нужно, но плодить чаты не стоит, и важно сразу устанавливать правила. Например, сделать чат для обсуждений и чат, где публикуется только информация от учителя. Часто админом этого чата является сам педагог. А для обсуждений сразу установить границы – запретить оскорбления, писать в определенное время и только по конкретной теме. Это поможет избежать лишних споров и разногласий.
Родительские собрания тоже становятся мифом – мол, там самые активные требуют исполнения своих «хотелок», а остальные вынуждены соглашаться. В итоге все это приводит к конфликту. На самом деле, конечно, собрания проходят под руководством учителя и конструктивно.
Стресс для психики и здоровья ребёнка
Многим родителям кажется, что для учителей важен не ребенок, а его успеваемость, участие в самодеятельности и олимпиадах, в школьной жизни. В такой гонке не остается места для личности ученика. К этому прибавляется иной график питания, наличие в любом школьном коллективе задир и прочее.
Да, школа – это другая реальность, в которой ребенку предстоит жить 11 лет, и адаптироваться к ней придется. Тут как раз задача учителей и родителей – сделать эту жизнь комфортной и дать талантам школьника развиться. Не стоит пугаться школьных активностей – в них участвовать можно, но не обязательно. Важно сразу выставлять границы, выбирать то, что будет полезно и увлекает ребенка. Не стесняться разговаривать с учителями и всегда слушать сына/дочку, обращать внимание на любые изменения в поведении, чтобы вовремя отреагировать. Если питание в школе не устраивает, обед или перекус можно давать с собой, большие перемены как раз для того, чтобы подкрепиться.
Без репетиторов не обойтись
Есть родители, которые с первого класса нанимают по несколько репетиторов, несмотря на качество образования в школе, и отсюда возникает миф о том, что образование можно получить только так – с большим количеством денег и репетиторов.
Во всем нужен баланс – если родители видят, что ребенку нужны дополнительные уроки, им стоит поговорить с учителем и найти педагога именно по тому предмету, который необходимо подтянуть.