Конкурс в десятый класс: сколько человек на место за партой, выясняет прокуратура
Текст: Георгий Янс
Вторая половина августа традиционно связана с повышенным вниманием к школе и ее проблемам. Ничего удивительного – скоро 1 сентября. Почти так же традиционно появляются экзотические предложения депутатов на школьную тему. На пути их реализации ожидаемо встает барьер под названием «здравый смысл». Его становится все меньше, но он все же еще существует.
Депутат-эксцентрик Виталий Милонов обратился к министру просвещения Кравцову с предложением разработать школьную форму в стиле Императорской России и СССР.
«Попросил министра просвещения Сергея Кравцова оценить идею о разработке школьной формы для российских школьников в духе и стиле лучших образцов школьной формы Императорской России и Советского Союза. Очевидно, что школьная форма будет возвращена в самом обозримом будущем ввиду возрастающей популярности оной как среди родителей и педагогов, так и среди самих детей. Практически во всех школах нашей страны существуют определенные внутренние правила внешнего вида учащихся, стремящиеся к единообразию учеников», – раскрыл депутат мотивацию своего предложения.
Милонов, признавая, что и сегодня в школах ученики практически одеты единообразно, идет дальше – одеть всех школьников страны в единую форму лучших образцов «школьной формы Императорской России и Советского Союза». Для мальчиков, надо понимать, от царской России – галуны, золотые пуговицы, от СССР – безликая мышиного цвета форма, которая пришла на смену школьным гимнастеркам.
Тенденция, однако. Если единообразие формы не предполагает единомыслия, тогда почему бы и нет. Единомыслие убьет любое образовательное учреждение. Что необходимо в армии, где приказы не обсуждаются, совершенно невозможно в школе. Сомневающийся школьник – значит думающий школьник.
В свой второй приход на должность директора школы я первым делом закрыл пионерскую и комсомольскую организации и отменил школьную форму. Эти решения себя оправдали. Будет случай, расскажу подробнее.
Гораздо более серьезной и ненадуманной оказалась проблема приема в старшие классы (10-11-е). Точнее, отказ в приеме. После девятого класса школы спешат избавиться от «балласта» в лице плохо успевающих учеников.
В Генпрокуратуре отреагировали и сообщили о массовых отказах переводить школьников в 10-й класс. Мотивировка образовательных учреждений – плохие отметки, отсутствие свободных мест.
Уже несколько лет набор в старшую школу идет по профилям – математический, гуманитарный… Такие классы формируются из учащихся, которые более-менее определились со своим будущим.
Для неопределившихся создается так называемый «универсальный класс». Но это в теории. На практике для создания таких классов нет ни физической (свободные площади, кадры), ни финансовой возможностей. Там же, где такие классы появляются, они становятся своего рода «отстойниками» («возьми, Боже, что нам негоже»). По данным прошлых лет, порядка 20 процентов учеников после девятого класса не обладают необходимым уровнем подготовки.
Универсальные классы вполне устраивают родителей (еще два года отсрочки в определении будущего своих чад) и мало приемлемы для школ. В советские и постсоветские времена школьная администрация, учителя старались набирать в старшие классы мотивированных и с хорошими отметками учащихся. Средства отсева тоже за эти годы не изменились. Убедить родителей и ученика не идти в 10-й класс или заявить, что классы скомплектованы и свободных мест нет. Это, так сказать, законные способы. А экзамены, конкурс аттестатов не совсем законны. Вот почему вопросом приема и занимается Генпрокуратура.
В то же время в этом году из 1,6 миллиона школьников, окончивших девятый класс, около 60 процентов планируют поступать в колледжи и техникумы. Весомая цифра. Но не факт, что все они поступят. Во многие из этих специализированных учебных заведений высокий конкурс. Так что пойдут эти неудачники устраиваться в десятый класс.
И те директора, кто успел укомплектоваться, не без радости скажут: «Нет, к сожалению, свободных мест». И будет это законно. А вышестоящие образовательные структуры обязаны устроить подростка туда, где есть свободные места.
«Органы управления обязаны предоставить место в том или ином учебном заведении. Это именно их ответственность, но не каждой конкретной школы», – справедливо полагает один из экспертов.
Руководство и учителей школ можно понять. Хочется хотя бы два года учить мотивированных школьников. Речь о муниципальных учреждениях. Но есть еще один мотив, который вынуждает школы ограничивать прием. В этом году введен новый Индекс качества общего образования, известный как рейтинг школ. На первом месте здесь образовательные результаты. И больше всего баллов дают результаты успеваемости школьников по ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.
Складывается парадоксальная ситуация. Чем слабее материально-техническая база учреждения, чем больше финансовых и кадровых проблем, тем выше шансы, что в старших классах будут учиться мотивированные ученики. Да и не будем забывать, что государство сегодня остро заинтересовано в рабочих кадрах, а не в интеллектуалах.
«Если мы хотим развивать экономику, надо готовить профессиональные рабочие кадры. Для решения задачи среднее профессиональное образование должно быть более качественным. Планируем в сентябре начать обсуждать этот вопрос с правительством и регионами. Необходимо выработать стандарты и системный подход в подготовке профессиональных кадров», – написал спикер Госдумы Вячеслав Володин в своем Telegram-канале.
Что-то мне подсказывает, что уже в ближайшем будущем будут внесены законодательные коррективы, регламентирующие прием в 10-й класс. Даже для более «качественного профессионального образования» все равно нужны кадры, которые взять можно только из школы.