Психологическая подготовка к школе: советы родителям

Адаптация в школе – что могут сделать родители, чтобы помочь детям, и как вести себя со школьниками в такой непростой период? На эти вопросы отвечает Вера Никишина, доктор психологических наук, профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы (ИКПСР), заведующий кафедрой клинической психологии ИКПСР РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России.

Когда стоит вопрос об адаптации к школе младших школьников, надо иметь перед собой совершенно конкретный и чёткий ответ на вопрос: какова основная цель обучения в начальной школе? Если вы думаете, что это формирование учебных навыков, счета, письма, чтения, то вы ошибаетесь. Основная цель начальной школы – это сформировать положительную мотивацию к обучению и сохранить ее для того, чтобы она могла быть реализована в средней и старшей школе и далее, на других этапах обучения. Есть еще очень важный целевой компонент начальной школы — это самостоятельное усилие к интеллектуальной деятельности. Если родители будут иметь перед собой эти два целевых ориентира, то будет просто сохранять стабильность в своих действиях и поддерживать ребенка в направлении именно этого движения.

Сохраняйте авторитет учителя

Очень важно учиться у того, кого уважаешь. Положительная мотивация к учению у ребёнка в этом возрасте реализуется через уважение к тому, кто учит, к учителю, и даже вскользь сказанные негативные оценочные суждения в отношении учителя – это прямой ущерб мотивации ребенка. Поэтому, родители, сохраняйте, по крайней мере в пространстве отношений с ребенком, уважительное отношение к учителю. Это нужно не самому учителю, это нужно ребенку и его мотивации к обучению.

Относитесь к школе спокойно

Очень важным моментом является исключение или минимизация сверхэмоциональности в отношениях. Не используйте школу как пугалку, как место, которое категорически изменит жизнь ребенка. Относитесь к этому месту сохраняя стабильное, уважительное спокойствие, и это тоже даст возможность ребенку, ориентируясь на вас, не усиливать свои эмоциональные реакции, не создавать страхи, а потом не компенсировать эти страхи, например, агрессией.

Предоставьте ребенку самому выстроить отношения

Очень важным моментом для ребёнка являются отношения с одноклассниками. Здесь нет советов. Пока нет угрозы безопасности, здоровью и жизни вашего ребенка, старайтесь минимизировать своё участие в отношениях с другими детьми. Дайте ему возможность совершать ошибки, дружить и ссориться, а потом мириться и вновь начинать сначала. Опыт самостоятельного выстраивания отношений — это тот вклад, который обеспечит вашему ребенку устойчивость в отношениях на следующем, крайне проблематичном периоде подросткового возраста. Не изолируйте ребенка от отношений, не заменяйте эти отношения отношениями со взрослым и не пытайтесь их организовать по такому же принципу, как отношения взрослого и ребёнка.

Соблюдайте режим дня

Режим — тот фактор, который может быть организован не без усилий с вашей стороны и должен сохраняться на протяжении всего периода начальной школы. В одно время вставать, определенный момент начала самоподготовки, определенный момент прогулки. Если сейчас, на старте, вы выстроите этот ритм, то ребенок без труда будет далее его придерживаться.

Дайте ребёнку минимум вещей для учёбы

Не перегружайте жизнь ребенка большим количеством предметов и аксессуаров. Всем родителям хочется что-то красивое, разнообразное, тем более ребенок на это хорошо откликается, просит. Любой предмет может быть неконструктивным способом переключения внимания ребенка в ходе учебной деятельности и причиной избыточных межличностных конфликтов между детьми. Детям, вступая в отношения, важно искать какие-то доказательства собственного превосходства, проще всего это делать через предметы. По этой самой причине, как бы ребёнок не настаивал и не просил, держите условную норму предметного мира. Не нужно большое количество ручек или каких-то иных аксессуаров учебной среды. Пусть это будет не игровой предмет, а учебный, и он должен отличаться от игрового, от игрушки. Здесь нет смысла говорить о полном аскетизме. Мера и стабильность в ограничениях в этой части подготовки и адаптации ребёнка точно должна быть.

Наполните первые дни в школе интересом, а не страхом

Очень важно в любой период адаптации, а тем более такой, как адаптация к начальной школе, не перегружать отрицательными эмоциями, страхом. Он оправданно присутствует. Как только ребёнок входит в новую ситуацию, сама по себе достаточно часто она ребёнка пугает, вызывает напряжение. Не акцентируйте это напряжение, не усиливайте эти эмоциональные состояния, страх. Тем более не переносите на ребенка свой страх: как мой ребенок справится с теми сложными обстоятельствами, которые даст школа? Постарайтесь в этот период в собственных реакциях контролировать напряжение и эмоциональную избыточность, потому что ребенок очень быстро схватывает, переносит на себя и проживает эти состояния как свои. В ваших силах наполнить этот период радостью, удивлением, интересом. Разделите этот интерес.

Внимательно отнеситесь к нежеланию учиться

Сейчас достаточно типичным ответом первоклассника на вопрос «Хочешь ли ты идти в школу?» является ответ «Не хочу». Этот ответ не может появиться сам по себе, он складывается из многочисленных реакций, которые в отношении школы дают ближайшее и не очень ближайшее окружение. В случае, если ваш ребенок не хочет в школу уже на старте, эту установку надо как минимум перестроить. Начинать нужно с деталей. За этим «не хочу в школу» стоят конкретные причины. Выясните их в подробностях. Если вы не готовы это сделать, обратитесь к специалисту, психологу. Очень важно, получив от ребенка ответы на ваши вопросы, отнестись к ним с вниманием. Не через настойчивость и обесценивание, а через легкое эмоциональное положительное акцентирование эти моменты изменять в отношениях. 

Помните, что это не навсегда

Если вы считаете, что период адаптации бесконечен, вы ошибаетесь. Он имеет совершенно конкретную длительность и длится один-три месяца, у тревожных детей — до полугода и завершается. А значит, на этот период вы должны максимально внимательно держаться основного смысла основной цели обучения в младшей школе. Помните, что самое главное — это сформировать и сохранить желание учиться. Учиться должно быть интересно и сложно и на определенных этапах сложность будет выходить на первый план, в других — интерес. Варьируйте эти моменты в учебной жизни ребенка.

Фото

Расскажите о нас в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *