Пройти сквозь дивную облачность красоты…

Текст Ольга КУЛИКОВА, фото Миро ВИШНЕВСКИЙ

«Наше северное лето» ушло, унеся с собой в историю радость от юбилея великого Пушкина и самые длинные дни июня, «зной да пыль», да теплые, как парное молоко, дожди и воды реки Москвы в июле, пахнущие «яблоком и медом» праздники августа, последний из которых – Преображение Господне. Наша чудная подмосковная природа провожает свою «зрелость», чтобы уступить место золотой осенней поре. Четыре времени года у нас представлены так ярко, внятно, как, возможно, нигде более. Природа Подмосковья снова преображается, чтобы удивлять и восхищать нас своим величием и при этом хрупкой красотой. Так было до нас, так будет и после… О творцах, одаренных талантом запечатлеть эти преображения на холсте, и их прекрасных творениях можно узнать на совместной выставке Государственного Русского музея и Звенигородского музея-заповедника «Преображенная природа», которая продолжается в Звенигородском манеже.

Девятнадцатый век звучит громко: Репин, Айвазовский, Куинжи. Двадцатый потрясает Герасимовым, Рыловым, Абакумовым. А что же век XXI?

Об одном совершенно великолепном полотне, написанном совсем недавно и уже украсившим собрание живописи Русского музея и представленном в Манеже, рассказывает искусствовед Звенигородского музея-заповедника Ирина Юрьевна Хлебодарова.

– Среди пейзажей из собрания Русского музея, представленных на выставке «Преображенная природа», обращает на себя внимание особой декоративностью, яркостью красок и графичным характером живописи работа Александра Николаевича Павлова «Весна-красна» (2011-2012 гг.).

На переднем плане, занимая почти всю картинную плоскость, изображены коричневато-малиновые стволы ольхи, на которых играют ярко-красные пятна солнечного света. Тонкие гибкие ветки деревьев с красными сережками соцветий и черными шишечками склоняются друг к другу, переплетаясь в ажурный узор и затем образуя в центре картины «водоворот» из многочисленных оранжево-красных, черных и белых красочных мазков. Ритм стволов деревьев, кружевной рисунок ветвей повторяются ярко-лазоревыми тенями на желтовато-белом, напитанным влагой весеннем снегу.

За ветвями не сразу разглядишь на втором плане вытянувшиеся в ряд светло-охристые крыши домов дальней деревни и на бирюзовом фоне неба, в «разрыве» стволов и веток деревьев – силуэт белого с золотым куполом храма.

Скромная серая ольха – первое дерево, зацветающее весной в средней полосе России. В местах, укрытых от солнечных лучей, в лесу, в оврагах, еще могут сохраняться настоящие сугробы. Но именно цветение ольхи говорит о том, что наступила фаза «оживления весны» и природа начинает свое преображение. И художник через свое восприятие, свой художественный опыт и мастерство преображает природу, передав радостное весеннее настроение солнечного дня ярким колоритом чистых красного, белого, ярко-синего и бирюзового цветов.

Окунуться в художественную атмосферу праздника, пройтись сквозь дивную «облачность», «нырнуть» в радугу, «воспарить» над штормовым морем или помечтать, любуясь закатом, просто. Просто приходите в музей.

Расскажите о нас в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *