Бытовая химия и жизнь: как уберечь себя и своих близких от отравления
21 сентября Главное следственное управление Следственного комитета по Красноярскому краю и Республике Хакасия сообщило, что в результате сильного отравления умерли двое детей в возрасте шести и тринадцати лет. Утром 22 сентября стало известно о смерти еще одного ребенка — одиннадцатилетней девочки, а 23 сентября умер четвертый ребенок — девочка в возрасте 12 лет. Экспертиза показала, что причиной отравления семьи из села Красная Сопка Красноярского края стало токсичное вещество. Эксперты РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (Пироговского Университета) прокомментировали опасность токсического поражения от использования бытовой химии.
Алексей Решетун, ассистент кафедры анатомии человека Института анатомии и морфологии имени академика Ю.М. Лопухина РНИМУ им. Н.И. Пирогова, специалист по учебно-методической работе Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра РНИМУ им. Н.И. Пирогова, судмедэксперт:
– Тяжелое отравление фосфорорганическими веществами (ФОС) бытового назначения может привести к смерти довольно быстро.
– Возможно ли было спасти пострадавших?
– Всё зависит от концентрации и от времени приема ядовитого вещества. Если бы кто-то вызвал скорую, то она бы сориентировалась.
Марина Костюченко, профессор кафедры медицины катастроф Института профилактической медицины имени З.П. Соловьева РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России д.м.н.:
– Отравления средствами бытовой химии являются тяжелыми состояниями, часто заканчивающимися гибелью или инвалидизацией пострадавших, и требуют неотложной медицинской помощи.
Симптомы отравления могут наблюдаться при вдыхании паров ФОС спустя 30–90 минут.
В первые минуты и часы после проявления симптомов отравления смерть может наступить из-за асфиксии рвотными массами, бронхоспазма, западения языка или остановки сердечной деятельности.
Все пострадавшие с подозрением на отравление подлежат консультации и осмотру врачом с последующей госпитализацией в токсикологический стационар, в отделение реанимации и интенсивной терапии, для проведения лечения.
Вадим Негребецкий, директор Института фармации и медицинской химии РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России д.х.н., доцент, профессор РАН:
– Обязательно ли маркировать средства против насекомых?
– Представьте, что у вас есть две банки. В одной — пестициды, в другой — приправы. Если вы эти банки не подпишете и уберете на полку, то через некоторое время вы можете забыть, где что лежит. А если другой человек откроет шкафчик, он вообще ничего не будет знать и не сможет правильно отличить одну банку от другой. Теперь представьте маленького ребенка, который еще не умеет читать.
– Все сильные химикаты имеют сильный запах. Как можно его не заметить?
– Зооциды резким запахом не обладают, иначе животные (крысы, например) его есть не будут. Инсектициды, дихлофос имеют резкий запах. Пестициды в большинстве случаев не имеют запаха.
– Была ли возможность спасти детей в случае оперативного вызова медицинской бригады?
– В большинстве случаев прием пострадавшими сразу после первых признаков отравления (даже до вызова скорой помощи) энтеросорбентов и активированного угля, вызывание искусственной рвоты, промывание желудка существенно увеличивает вероятность благоприятного исхода.
Фото предоставлено пресс-службой РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России