В поисках будущего времени
Одна из актуальных тем «НЕДЕЛИ» – образование. Позади сентябрь с новыми предметами в школах, с практическими изменениями учебного процесса и корректировкой воспитательных целей. Но полемика по их поводу продолжается. Как продолжаются и официальные намерения наиболее оптимально выстроить образовательный процесс. Инициаторы ряда новых инициатив – министерство просвещения и Рособрнадзор. Многое определит и Государственная Дума, в октябре депутаты будут обсуждать представленный на их рассмотрение законопроект об отмене ЕГЭ.
Подготовила Тамара СЕМЁНОВА
По сравнению с… 1956 годом
Министр просвещения Сергей Кравцов 11 сентября провел Общероссийское родительское собрание. Одним из самых неожиданных, но, как выяснилось, острых для всех стал вопрос – как все успеть? Уроки, творческие занятия, спортивные секции и… домашние задания: «Задают так много!» Сергей Кравцов сразу заявил, что российские школы вряд ли откажутся от домашних заданий, но дал рекомендации, как сбалансировать школьное и домашнее «меню». Предложенное решение – в календарном плане по каждому предмету, который будет утвержден уже в этом году. Говоря о качестве образования, министр отметил, что с 2024 года количество часов на изучение математики, информатики, физики, химии, биологии на углубленном уровне стало самым большим за историю школьного образования, начиная с… 1956 года. «НЕДЕЛЯ» уже неоднократно писала, что наследие отечественных гениев педагогики современной школе «не подходит». В том числе и мнение великого русского педагога Константина Ушинского, который был категорически против заданий на дом.
ЕГЭ не сдаётся?
До 15 августа эксперты Рособрнадзора принимали на специальный электронный почтовый ящик предложения по совершенствованию государственной итоговой аттестации. Пока прошло только обсуждение вопросов по организации экзаменов и их техническому сопровождению. Напомним, что в Госдуме находится законопроект о полной отмене ЕГЭ и возвращении традиционных выпускных экзаменов с билетами. Тема чрезвычайно горячая для родителей, педагогов, депутатов, общественности. Шумят соцсети. За 15 лет существования ЕГЭ предложения о его отмене звучали не раз, но сейчас все куда серьезнее. Вынесение депутатского «приговора» или «вердикта о помиловании» запланировано на октябрь. Рособрнадзор получил более 900 предложений, и участники обсуждения идею об отмене ЕГЭ не поддержали. Как и участники заседания профильного Комитета Госдумы по просвещению, в числе которых присутствовали члены других комитетов, представители Минпросвещения и Минобрнауки, эксперты. Не получила одобрения и идея отмены итогового сочинения или итогового собеседования по русскому языку как обязательного этапа и допуска к единому и основному госэкзаменам. Зато достаточно четко прозвучала поддержка предложения оставить ЕГЭ только как экзамен для поступления в вузы. А вот предложение заменить или дополнить ЕГЭ цифровым портфолио из учебных или других достижений выпускника так и осталось дискуссионным. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев подчеркивает, что с материалами электронного опроса работают эксперты – педагоги школ и вузов, ученые, а вовсе не сотрудники его ведомства. И что все содержательные изменения в ЕГЭ и ОГЭ не коснутся экзаменов 2025 года. Утвержденные нововведения сначала пройдут апробацию в течение двух и более лет.
«Путяга» вызывающе меняет имидж
В первый месяц нового учебного года в Великом Новгороде состоялся чемпионат высоких технологий. В этом году в нем участвовали 80 регионов России и 16 стран. Это соревнование для студентов колледжей, старшеклассников и молодых специалистов, где они показывают свое мастерство в 12 высокотехнологичных направлениях. В их числе «Агроботы (агророботы)», «Оптоэлектроника», «Разработка виртуальных миров», «Разработчик мехатронных систем реабилитации (экзоскелеты)», «Системы умного дома», «Технологии искусственного интеллекта в комплексных беспилотных системах». Чемпионат входит во Всероссийское чемпионатное движение по по профмастерству – одно из ключевых направлений федерального проекта «Профессионалитет». «Мы видим сегодня настоящий бум среднего профобразования, – отметил министр просвещения Сергей Кравцов. – Впервые конкурс в колледжи составил 20-30 человек на место. Открываются новые перспективные направления, выпускники находят хорошую высокооплачиваемую работу». Кстати, направления, представленные на чемпионате, включат в программу профориентационного курса «Россия – мои горизонты».
А на пленарной сессии Kazan Digital Week-2024 глава минцифры Максут Шадаев рассказал о приоритетных направлениях национального проекта «Экономика данных». Значительный акцент в нацпроекте сделан на развитии образования и участия в этом крупных IT-компаний. По словам Шадаева, будет продолжено дополнительное обучение школьников программированию. Сюда добавят и робототехнику: «Будем и дальше давать возможность студентам в дополнение к основной получать вторую специальность, связанную с IT. Для школьников и студентов совместно с российскими бигтех-компаниями создадим цифровую платформу обучения основным навыкам программирования и работе с большими данными и технологиями искусственного интеллекта».
Если ты не вундеркинд
А между тем в Сети идет активная дискуссия, нужно ли так много мест в вузах и вообще – всем ли должна быть открыта в это самое высшее образование? Может, сократить его наполовину или, в крайнем случае, отказаться от платного набора? Есть и мнение, что в вузы надо идти только талантливым, а остальных милости просим в колледжи. Действительно, в России одна из самых высоких долей граждан с высшим образованием, а количество бюджетных мест в вузах по международным меркам огромно. В то же время в некоторых странах высшее образование уже является обязательным. Оно дает возможность любому человеку изменить свою жизнь, независимо от того, был ли он в детстве вундеркиндом или среднестатистическим учеником. Вряд ли официально возобладает позиция «талантливые – в университет, остальные – к станку» и вряд ли будет публично утверждена позиция заведомой дискриминации детей. Кстати, великого Альберта Энштейна, одного из основателей современной теоретической физики, исключили из гимназии за неуспеваемость. К тому же искусственное ограничение доступа к высшему образованию грозит и деградацией общества. Серьезное образование не только открывает карьерные двери, но и развивает личность человека.
Об изменениях будет известно «сильно заранее»
Однако сейчас ситуация с получением достойного образования начала кардинально корректироваться практикой. От экзамена с «высокими ставками», а именно так принято называть ЕГЭ, отказываются около 60 процентов выпускников девятых классов. Они выбирают среднее профобразование. Во многих регионах поступить в колледж даже престижнее, чем в местный вуз. Система экзаменов в девятых классах создавалась как минимум 20 назад лет, совершенно в другой реальности. В колледжи поступали по среднему баллу аттестата на основе пятибалльной шкалы. Раньше это нормально работало, так как конкурсов почти не было. Сейчас же ситуация более чем странная – конкурс при поступлении в колледжи есть и немаленький, но идут туда не на основе результатов ОГЭ, а, как и раньше – по среднему баллу аттестата. Зачем тогда сдавать четыре экзамена после девятого класса? Выпускники просто не понимают, какой бонус они получают от сдачи Основного госэкзамена. В октябре 2023 года глава Рособрнадзора обмолвился, что модель перехода в десятый класс и поступления в учреждения среднего профобразования, скорее всего, будет меняться, так как конкурс аттестатов не работает. Это мнение вызвало бурную реакцию родителей: «Как? Когда?» В интервью «Российской газете» от 9 января 2024 года Анзор Музаев объяснил, что изменения действительно назрели, но мгновенными они не будут. И все узнают об этом «сильно заранее».
Патриотизмом по чирлидингу
Министерство просвещения опубликовало проект приказа с предложением убрать из школьных уроков физкультуры некоторые вариативные модули. Предлагается исключить из курса гольф и чирлидинг. В пояснительной записке называется причина: «как… практикуемых за рубежом видов физического воспитания школьников, не соответствующих отечественному историческому опыту и традициям». Из федеральной программы по физкультуре нужно также убрать строки об освоении школьниками «практики массажа и банных процедур» – в связи с возрастной психофизиологией детей. А вот еще один запрет: исключить информацию о «зарубежных игроках, тренерах и соревнованиях в целях формирования осознанного отношения учащихся к… опыту и ценностям именно отечественной физической культуры». Интересно, откуда и, самое главное, как это возможно сделать? Но патриотизм крепчает и в изменениях, которые касаются федеральных образовательных программ в целом. Речь о замене некоторых терминов на понятные и нейтральные формулировки. «Буллинг» предлагается называть «психологическим насилием, систематическим унижением чести и достоинства, издевательством, преследованием». Запрету подлежат «гендерные особенности» (надо говорить пол), «толерантность» следует называть взаимоуважением. И весомый в духе времени аргумент на чистом бюрократическом повелительном языке: «Предполагается возврат системы образования к национальному воспитательному идеалу, что является одной из приоритетных государственных задач». Интересно, состоится ли такой возврат именно благодаря «отмене со знакомством с банными процедурами», запретом гольфа и чирлидинга и национальной расшифровке буллинга? Кстати, в откликах о чирлидинге Георгий Шестак – первый министр спорта российского Крыма, тренер высшей категории, на простом русском языке сказал: «Чирлидинг превращает любые соревнования в праздник, он нравится и игрокам и болельщикам». Ну а гольф в Крыму не прижился и без запрещающих циркуляров…
Учебный план индивидуальных предпринимателей
Доказанный факт – в России растет доля индивидуальных предпринимателей (ИП) в сфере образования. За последние три года их стало больше на 43,6 процента, отмечается в исследовании «Контур-фокус». По данным аналитиков, самый активный рост ИП наблюдается в школьном образовании: с 2021 по 2024 год количество частных школ, открытых именно предпринимателями, увеличилось на 73,7 процента. Частных образовательных компаний за этот же период стало меньше на 7,2 процента, а бюджетных образовательных организаций – на 3,2 процента. Больше всего бюджетных, частных образовательных организаций и ИП работают в направлении «Дополнительное образование детей и взрослых». На текущий сентябрь по этому направлению работают 85395 организаций и ИП. На втором месте по количеству – «Школьное образование», где действует 40836 организаций и ИП. На третьем месте – «Дошкольное образование», где 35004 участников. И если по этим программам наблюдается, пусть и незначительное, сокращение, то направление «Дополнительное профессиональное образование» показывает активный рост. Здесь количество организаций и ИП за три года выросло на 33 процента. А вот направление «Высшее профессиональное образование» уменьшилось на 8,2 процента. Рост индивидуального предпринимательства в сфере образования в первую очередь говорит о том, что родители готовы инвестировать в образование детей. Одним из самых востребованных направлений является подготовка к ЕГЭ и репетиторство. А это уже говорит о том, что школа не оправдывает ожиданий семьи. Однако – далеко не всегда.
Золото высшей пробы
Российские школьники завоевали четыре золотые медали на самом престижном интеллектуальном соревновании по программированию для юниоров. На Международной олимпиаде по информатике (IOI-2024) в египетской Александрии. Такого результата не смог выдать больше никто, хотя в олимпиаде принимали участие школьники из стран-лидеров в IT-образовании. Всего соревновались представители из 94 стран. Наши ребята повторили рекорд прошлого года – тогда тоже взяли четыре золота. Вот нынешние юные гении: Гимран Абдулин из лицея-интерната № 2 Казани, Дарья Грекова и Петр Лосев из московской школы № 57, Иван Пискарев из московской школы № 2086. Первая тройка – десятиклассники, а Иван – выпускник. Уровень задач и подготовки участников в этом году были чрезвычайно высокими, и победа россиян – свидетельство высочайшего уровня российской математической и IT-школ. Второе место у команды США (три золота и одно серебро), третье у Израиля (три золота и бронза).