Элитное образование – в круге первом
Текст: Георгий Янс
В Подмосковье самое дорогое обучение в частных школах в России – в среднем 66,9 тысячи рублей в месяц
Тема про частные школы вызывает интерес у наших жителей. Дискуссия в соцсетях в основном велась вокруг обсуждения простой формулы «цена-качество». Пока отставлю вопрос о цене, которая не по карману значительной части одинцовцев. Поговорю о качестве.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – «ИСКУССТВО НЕРАВЕНСТВА»?
Качественное образование, прежде всего, элитарное. Элитарность в наших условиях несет негативную коннотацию и ассоциируется исключительно с привилегированными группами общества. Во многом (не во всём) эта ассоциация верна, но не отменяет главного. Качественное образование – элитарное образование.
Всеобщее равенство – абсолютная абстракция, которая не имеет никакого отношения к реальности. И образование не исключение. Неравенство в школах обусловлено в первую очередь двумя факторами – объективным и субъективным.
Объективный фактор. Нравится или не нравится, но интеллектуальные возможности у людей очень разные, начиная с младенческого возраста. Условно уровень развития можно поделить на три категории: ускоренное, среднее и замедленное.
Субъективный фактор. Разные возможности получения образования в разных регионах: наличие или, скорее, отсутствие квалифицированных педагогических кадров, материальная база, зарплата.
Известно, что справедливость – «искусство неравенства». В советское время для выпускников сельских школ снижали проходной балл в вузы. Сегодня вопиющее неравенство порождают точно такую же вопиющую несправедливость.
СТАТУС И ВОЗМОЖНОСТИ ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ
Современная российская, в том числе и одинцовская школа, как образовательный и социальный институт, в глубоком кризисе. Об этом не знают только те, кто еще не родился.
Поэтому неслучайно растет родительский интерес к частным образовательным учреждениям. Именно такая модель дает возможность (только возможность) получения элитарного образования.
Всего в России 942 частные школы, или 2,4 процента от общего числа. Средняя численность учеников частной школы в два раза меньше, чем государственной. Если в городской государственной школе на одного учителя приходится в среднем 20 учеников, то в частной – 10.
На сегодняшний день в Московской области 137 частных школ, в Москве, конечно, больше – 185.
В Одинцовском округе порядка 40 частных школ, но не все их можно назвать полноценными образовательными учреждениями – нет государственной аккредитации.
К таким же школам, имеющим потенциал для элитарного образования, относятся специализированные профильные учреждения с условно бесплатным обучением. Такие, как, например, лицей № 10. Кстати, пример того, что необязательно быть богатым. Достаточно быть умным.
ПРИВИЛЕГИИ ИЗБРАННЫХ
Муниципальные школы в сегодняшнем состоянии качественное массовое образование давать не могут по определению. В этом плане им до советских школ как до Марса.
Так как решение, где учиться, принимают прежде всего родители, то их можно разделить на три условные группы.
Первая и самая малочисленная группа родителей, которые, не строя иллюзий о качестве образования, нанимают детям репетиторов, а школу рассматривают как не очень комфортную «камеру хранения».
Второй самой массовой группе школа по факту нужна всё та же «камера хранения». Они выражают недовольство качеством образования, но серьезных шагов для изменения ситуации не делают. Могут потрындеть в чате (всё обсуждение в итоге скатывается к уже привычному срачу) или накатать жалобу. Такие шаги неутомительны и необременительны. Но глубокого и действенного интереса к качеству образования своего ребёнка не проявляют.
Третью группу, относительно пока малочисленную, назову маргинальной. Без обид. Маргинал – человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур. Маргинальность передается по наследству, поэтому она будет расти.
При таком состоянии муниципальных образовательных учреждений и запрос на частные школы будет расти. Частные плюс спецшколы могут закрыть потребности в качественном образовании для одаренных и просто мотивированных детей.
С одной стороны, возможности частных заведений не бесконечны. Их физически не может быть больше государственных школ. С другой стороны, стоимость обучения является серьезным барьером даже для желающих качественного обучения родителей.
В то же время есть шансы учиться за минимальные деньги. Например, в так нелюбимой мною по личным причинам гимназии Примакова школьники, благодаря своим успехам, могут учиться бесплатно.
Есть доступные школы и по стоимости. Православная школа «Лествица» при Гребневском храме. Центр города. Плата – 13 (!) тысяч рублей в месяц. Есть льготники, которые платят 50 процентов. Наполняемость классов до 18 человек. Много очень опытных учителей. Все учащиеся, конечно, русскоязычные. Но это образовательное учреждение нельзя в полной мере назвать частным. Потому что вопрос не в прибыли. Здесь в первую очередь решают образовательные и социальные проблемы.
Я к тому, что при родительском желании школу всегда можно подобрать, если есть понимание, что инвестиции в образование своих детей могут окупиться сторицей. Да, результаты инвестирования в отличие от приобретения жилья или авто нельзя ощутить моментально.
Справедливости ради стоит отметить, что и в муниципальных школах в старших классах пытаются дать качественное образование путем создания профильных классов. Попытка хорошая. Вопрос только в достойной реализации. А здесь есть большие сомнения. Но как ни верти, качественное образование – элитарное образование. Оно по-любому – удел избранных. И дело не только в деньгах.