«Салют Победе!» вдохновил звенигородцев на новые проекты
В Одинцовском округе после школьных летних каникул возобновлен десятый этап военно-патриотической эстафеты «Салют Победе!». Он посвящен битве за Москву в ходе Великой Отечественной войны.
Текст Ирина КОМЕЛЬ, фото Евгения ДЁМИНА
В культурном центре имени Любови Орловой звенигородцы провели торжественное тематическое мероприятие, во время которого символы боевой славы юбилейного этапа «Салют Победе!» передали городскому округу «Власиха».
Подготовка мероприятия в Звенигороде началась еще в мае. Организаторы привлекли творческие силы двух корпусов «Первой школы имении М.А. Пронина», и конгломерат школы «КвантУм» имени Героя Советского Союза Василия Фабричного, а также детской музыкальной школы имени С.И. Танеева, православной гимназии и Введенского дома культуры «Огонек». Репетиции проводились в одной из школ. А чистовой прогон программы завершил подготовку в центре Орловой перед началом выступлений.
Организаторы исходили из того, что главные действующие лица проекта «Салют Победе!» – дети. Поэтому школьники во время мероприятия были задействованы не только на сцене, но и в зале, где стали и зрителями, и блюстителями порядка, и участниками торжественных построений.
В качестве почетных гостей присутствовали ветераны СВО, Вооруженных сил и труда, а также депутаты округа и духовенство. С приветственным словом к присутствующим обратился советник главы округа, председатель координационного совета по работе с ветеранскими организациями Михаил Солнцев.
«На сцене второе по значимости действующее лицо – видеоряд, который эмоционально заряжает, – делится сценарист и постановщик тематической программы Валентина Щербакова. – А что вообще лучше документальной хроники может объяснить детям, как тогда все происходило? Мы старались, чтобы мыслям было просторно словам тесно. Дети серьезно готовились, эмоционально заряжались. Вся репертуарная линейка состоит из патриотического материала».
Особая гордость звенигородцев – классы кадетов МЧС России.
Ученица 6к класса школы «КвантУм» Мария Белошапкина, находившаяся в зале, рассказала: «В нашей школе кадетский класс есть в каждой параллели среднего звена. На занятия мы приходим в форме, которой у нас два вида – парадная и каждодневная. Предметы изучаем такие же как в обычных образовательных классах. Плюс проходим огневую и строевую подготовку. Во внеурочное время углубленно изучаем математику, физику, основы общественной безопасности. А также учимся бальным танцам, потому что кадет должен уметь и это. Еще в каждом кадетском классе помимо классного руководителя есть воспитатель. У нас это Владимир Владимирович, и он сегодня с нами».
Внештатный журналист «НЕДЕЛИ» Наталия Рысева провела опрос звенигородских школьников, предложив в письменной форме поразмышлять на темы, которые поднимает проект «Салют Победе!».
Комментарии ребят приятно удивили глубиной размышлений и искренностью. Мы решили, что их будет интересно увидеть и нашим читателям.
Никита Волошин, 9 кадетский класс, школа «КвантУм» имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова:
– Как бы я поступил, если бы началась война? Не раздумывая, ушел бы защищать свой город, свою столицу, отчетливо понимая смысл призыва «Москва за нами!».
В эстафете памяти «Салют Победе!» Никита передавал символ этапа – медаль «За оборону Москвы» делегации, приехавшей из Власихи.
– Для нас этот символ – напоминание о подвиге защитников столицы нашей Родины. А для участников битвы эта награда особенно важна, потому что они видели смерть своих однополчан. Защитники Москвы ценой огромных потерь отбросили фашистов от столицы, а значит от всей страны, разрушив миф о «непобедимости» немецкой армии.
Чтобы не забыть окончательно о той страшной войне и не обесценить Победу, во всех школах нужны мероприятия, подобные играм «Зарница». Только испытав на себе условия максимально приближенные к тем, что испытывали защитники страны в условиях боевых действий, можно хотя бы условно почувствовать, что значит – «мы пол-Европы по-пластунски пропахали», и каково это – в последнем бою водрузить Знамя Победы над главным зданием врага.
Варвара Симонова, 9 кадетский класс, школа «КвантУм» имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова:
– Забывать войну бесчестно и стыдно перед теми, кому обязаны свободой и жизнью. Слова «память» и «Победа» у меня ассоциируются с радостью людей, вынесших все тяготы войны. Война – это смерть. А они погибали за то, чтобы другие жили. В теме «Великая Отечественная война» каждый символ имеет глубокое значение, и раскрывает предел человеческих страданий и самую высокую точку ликования.
Варвара тоже участница знаменной группы при передаче символов эстафеты.
– Я держала в руках символ Победы – шапку-ушанку – и представляла, что защитникам Москвы в полевых условиях и рано в тот год наступившей зимы было очень холодно. Но я знала также, что планы фашистов на «быструю» войну были сорваны, и это согревало сердце.
Представив себя на месте тех ребят, которые узнали о начале войны, я бы почувствовала страх и гнев одновременно. Я слишком сильно люблю свою Родину, свой город и я, не раздумывая нисколько, ушла бы на фронт вместе со всеми.
Для того, чтобы дети знали о подвиге народа и ценили Победу, надо проводить больше интересных уроков мужества, патриотических мероприятий в военно-полевом формате.
Егор Санжиев, 8 «В» класс, первая школа имени Героя Советского Союза Михаила Андреевича Пронина, корпус №1:
– Слова «память», «война и мир», «защитник» ассоциируются с такими понятиями, как гражданский долг, народная война, Родина-мать…
Знать историю войн необходимо, чтобы не повторить ошибок в будущем и извлечь из этого ценный урок.
В призыве «Москва за нами!» содержится понимание ответственности перед народом и лично перед собой. Дальше отступать некуда, позади само олицетворение Родины. Я думаю, что мальчишки-москвичи, узнав о приближении врага, испытывали чувство гражданского долга, желание пойти на фронт и сделать все, что в их силах.
Чтобы дети не забывали о войне? Я думаю, стоит показывать документальные кадры Великой Отечественной, рассказывать подлинные истории. Тогда происходили ужасные события, но в них необходимо вникнуть и прочувствовать. Лично у меня кадры холокоста, из Бабьего Яра и концлагерей, жутких экспериментов «доктора» Менгеле вызывают ужас и стыд за то, что такое мог натворить «человек разумный».
А пока сейчас относительный мир, мы, сегодняшние мальчишки и девчонки, должны делать все на благо интересов нашего государства, помогать насколько это возможно. Вносить свой посильный вклад и учиться, чтобы, достигнув совершеннолетия, предоставить нашему государству квалифицированные кадры во всех сферах общества.
Родион Коняев, 8 «В» класс, первая школа имени Героя Советского Союза Михаила Андреевича Пронина, корпус №1:
– Мои ассоциации: победа – отвага, война – горечь, мир – это счастье, защитник – всегда храбрость, а мой город – вмещает в себя более емкое «родина».
Современное поколение начинает потихоньку забывать о войне, либо просто им становится это не интересно. Многие не понимают ценности Победы для всего мира. Но если мы забудем о подвигах наших предков, то как мы сможем смотреть на наш флаг или петь гимн России, если даже не уважаем тех, кто отдал за нас свои жизни?
Я бы изменил учебники истории, по которым мы изучаем Великую Отечественную войну только в 10 классе. Считаю, что можно с 5 класса затрагивать эту тему. А чтобы было интересно это узнавать и изучать, я бы посоветовал на уроках «Разговоры о важном» смотреть цикл роликов от Starmedia о Великой Отечественной войне.
Иустина Рысева, 7 «Н» класс, корпус школа №2:
– Победа для меня – это радость, чувство гордости, что ты смог совершить невозможное. Война — страшное и жестокое время, где люди умирают, страдают и получают ранения ради своей отчизны. Мир – это спокойствие и умиротворение, без масштабных скандалов, войн и прочего. И это то, что должно быть всегда, я думаю. Защитник — это надёжный, стойкий, терпеливый, целеустремлённый человек, обладающий стойкой силой воли и на которого можно положиться. Мой город — это мой дом, а дом — это место, где ты можешь быть самим собой и чувствовать себя в безопасности. Можно представить, что чувствовали тогда москвичи, когда узнали, что в их дом могут ворваться враги…
Что бы я делала, если бы сейчас началась война? Признаться, я не обладаю должной силой воли, стремлением защищать и в стрессовых ситуациях иногда теряюсь, но защитить свою жизнь и близких, думаю смогла бы.
Москвичи тогда чувствовали страх не только за себя и своих близких, но и за свой город, за родину. Кто-то был в недоумении, как я, а кто-то уже знал, что пойдёт на фронт. Каждый защищался, как мог, умел и даже совершал невозможное.
Думаю, что забывать о войне нельзя, потому что как только её забудут, она тут же начнётся вновь…
Алексей Гайдаржи, 7 «Н» класс, корпус Школа №2:
– Забывать о прошлой войне опасно, потому что она оставила глубокие травмы, сформировала историческую память и продолжает влиять на нынешние отношения между народами.
Люди могут забывать из-за усталости от воспоминаний, стремления к мирной жизни или нехватки знаний о событиях. Но это приведет к безответственности, незнанию реальных угроз и недопониманию истории, и в конечном итоге может способствовать возникновению новых конфликтов. Сохранение памяти о войне помогает строить мирное общество и предотвращать повторение трагедий.
Учитывая все выше сказанное, в «Первой школе имени Героя Советского Союза Михаила Андреевича Пронина» на педсовете принято решение – к 80-летию Победы провести общешкольную акцию «Класс героя», сообщил директор Руслан Кипятков.
– Каждый класс выберет имя героя Великой Отечественной войны, воина-интернационалиста или Специальной военной операции. Наша страна славится тем, что подвиги отцов мы не просто чтим, но и продолжаем. К сожалению, мы живем в такое время, когда людям, несмотря на 80 лет мира, приходится до сих пор бить врага, и бороться за то, чтобы наши дети жили в мире. Героев мы не разделяем. Все они защищали интересы страны, народ и боролись за мир только в разные годы. И это – связь поколений, которая четко прослеживается. И это плюс, что ребята смогут изучать историю своей малой родины и своих героев не только по книжкам, а будут знакомиться непосредственно с биографиями, потому что без биографии нет судьбы страны. Также, проект подразумевает живое общение с родственниками героев и с теми защитниками Отечества, которые живы.
Уже во время осенних каникул рабочая группа из классных руководителей пропишет положение проекта. И после каникул ребята смогут включиться в работу, начнут собирать информацию. А в апреле состоится защита проектов, после которой классам будут присвоены имена выбранных героев.
Завершив этот проект, мы планируем включиться непосредственно в окружной юнармейский проект. И с этого года введен в учебный план новый предмет «Основа безопасности и защита Родины», который в частности подразумевает и приобретение навыков начальной военной подготовки.