Красота уходит с молотка
Московский конный завод № 1 провел 5 октября осенний аукцион лошадей
Текст Александр ЛЫЧАГИН, фото Евгения ДЁМИНА
Здание манежа МКЗ хорошо известно всем проезжающим по Рублево-Успенскому шоссе в районе поселка Горки-10, оно практически рядом с дорогой. Здесь же приметная скульптура легендарного орловского рысака Квадрата, несколько левад, в которых часто пасутся кони. Но вот что там внутри и как проходят конные аукционы – знают не все. Восполняем пробел.
Историческая удача графа Орлова
Московскому конному заводу № 1 в этом году исполняется сто лет. Впечатляющий юбилей предприятия, несколько поколений сотрудников которого совершили настоящий трудовой подвиг, сохранив всемирно известную отечественную породу орловских рысаков. А началась ее история с графа Алексея Орлова, который на своем конном заводе близ Воронежа вознамерился вывести новую породу, сочетающую плавную рысь некоторых европейских лошадей с красотой арабских скакунов. И – получилось! Порода оказалась настолько удачной, что ее разведение было подхвачено по всей России, да и в мировом коневодстве орловцы сыграли значительную роль. Тяжелыми испытаниями для породы стали Первая мировая война, революция в России, Вторая мировая война. Сотнями тысяч лошади гибли в боях и походах. В «перестройку» орловцы вообще рисковали исчезнуть – до того невыгодным стало коневодство. Маточное поголовье упало до 800 голов на всю Россию – ниже предела, достаточного для сохранения породы. Но русские коневоды не сдались, нашли силы и средства, чтобы сберечь и восстановить орловцев.
Что там, внутри манежа?
Это здание построено в 70-е годы прошлого века специально для торговли лошадьми, которая для Советского Союза представляла значительный экспортный интерес. Покупатели со всего мира были готовы тратить доллары, марки, фунты стерлингов и иены на молодых перспективных жеребцов и кобылиц. На МКЗ № 1 «добывали» необходимую стране валюту выдающиеся специалисты своего дела. По сути, это было наполовину производственное, наполовину научное учреждение. Да, собственно, и сейчас так же – НИИ коневодства, кандидаты и доктора наук, академики РАН здесь постоянные партнеры и консультанты.
Предназначение лобби на входе – встретить участника аукциона, зарегистрировать, выдать каталог и табличку с номером участника. Официанты кейтеринга предлагают кофе, напитки и закуски. Их даже на трибуну желающим поднимут. Здесь же магазинчик сувениров, центральные персонажи которого – конечно, лошади во всех видах и ипостасях. Идет торговля и спортивной амуницией как для лошадей, так и для всадников: седла, упряжь, камзолы, бриджи, краги, шлемы, шпоры, попоны… И как же балуют своих питомцев наездники! Целый отдел «вкусняшек» – подкормки, лакомства, мюсли, даже специальное печенье и конфеты в коробках и банках.
Помещение под трибуной – своеобразный Зал Славы. Начинается с большого портрета Семена Буденного, советского военачальника, сыгравшего значительную роль в становлении завода. Далее витрины с призами, фото коней, выдающихся производителей и чемпионов с их линиями и потомками, прославившими завод. Есть и своя Доска почета – для заслуженных работников, оставивших след в истории МКЗ № 1 и отечественного коневодства, для спортсменов, успешно представляющих предприятие на соревнованиях, мастеров-наездников, абсолютных чемпионов России. Фотовыставка Натальи Костиковой, главного редактора журнала «Конный мир». Она снимала лошадей МКЗ № 1 на берегах реки Москвы.
Аукцион на миллион
На трибуне первый ряд – для участников торгов, выше рассаживаются зрители. В центре манежа – трибуна аукциониста, в его роли директор завода Юрий Прохоров. Третий удар молотка после очередного поднятия цены означает продажу. Берейторы выводят питомцев под уздцы, проводят по манежу, дают рассмотреть молодое животное во всей его красоте. Иногда даже отпускают побегать самостоятельно, и это очень зрелищно.
– Четыреста тысяч раз, четыреста тысяч два… Нет, ну это же не цена, – сокрушается Юрий Прохоров. – Эх, четыреста тысяч три – продано! Хорошо хоть в хорошие руки отдаем!
В этом конном мире многие друг друга знают лично, потому что сообща делают одно дело. Ну а то, что кому-то повезло купить отличный экземпляр относительно недорого, это элемент везения. Пока «акулы» аукциона ждут лотов, к которым давно прицелились, может повезти. Это потом они начнут сражение, в котором цена быстро перескочит за миллион. Попасть на аукцион может самый обычный человек, он проходит дважды в год весной и осенью и открыт для зрителей. Бесплатно, но требуется заранее зарегистрироваться на сайте. А в этом году велась даже интернет-трансляция, за ходом торгов можно было понаблюдать онлайн.