Есть ли жизнь на фрилансе?

В «свободное плавание» ушло свыше 19 миллионов россиян

Возможность работать из любой точки и самостоятельно планировать график становится все более привлекательной. Но свои недостатки на вольных хлебах тоже есть. «НЕДЕЛЯ» рассказывает о фрилансе в деталях.

Текст Елена ЩУКИНА, фото автора и из Сети

Независимый, свободный, работающий исключительно ради собственного благополучия, а не на «дядю» – таков образ фрилансера в глазах россиян. А еще это человек небедный, судя по ответам, полученным в ходе соцопроса ВЦИОМ.

Офис больше не нужен?

Вольнонаемные сотрудники набрали обороты в эпоху пандемии. С тех пор количество заказчиков на фриланс-биржах стабильно увеличивается. По прогнозам экспертов, в 2025-м проектные работники будут выполнять до 20 процентов задач в компаниях.

Особенно большой спрос на IT-специалистов, копирайтеров, дизайнеров и маркетологов также обусловлен уходом иностранных игроков из России. Во-первых, освободились рабочие ниши, а во-вторых, компаниям необходимы квалифицированные кадры под новые проекты.

К нынешнему году число внештатных сотрудников перевалило за 19 миллионов человек. Их конек – готовность рассмотреть любую загрузку, решать вопросы по мере возникновения, получать оплату только за выполненные задачи. Плюс у них уже есть свое рабочее пространство. Заказчику такое сотрудничество выгодно, при этом заработок фрилансеров растет.

Сотни тысяч за программный код

В числе лидеров по доходу – программисты. По данным сервиса для работы с фрилансерами, заработок «вольных айтишников» варьируется в пределах 150 тысяч рублей в месяц. На втором месте – финансовые менеджеры. До 100 тысяч получают маркетологи, редакторы текстов – порядка 70 тысяч, дизайнеры – около 60 тысяч, копирайтеры – 40 тысяч рублей. Но суммы средние и зависят от профессиональных навыков, опыта работы, репутации и даже налогового статуса.

Среди жителей Одинцовского округа в октябре чаще всего искали переводчиков с китайского языка и специалистов по продвижению в Сети. Работа ВКонтакте и на Одноклассниках оценивается от 15 тысяч рублей за рекламную кампанию. Ведение аккаунтов в запрещенной в России соцсети – от 50 тысяч. Также есть спрос на таргетологов, маркетологов, художников-графиков, журналистов. А ко Дню учителя был даже запрос на компьютерную верстку школьной стенгазеты за 1500 рублей.

Новинки сезона и «цифровые кочевники»

Из инновационных профессий рынка фриланса – AI-тренеры. Это редакторы будущего, которые «обучают» искусственный интеллект. Их задача – сделать так, чтобы нейросети «звучали» понятно и давали убедительные ответы. На подъеме также транскреаторы. Профессия не новая, но получившая востребованность после массового выхода китайских поставщиков на отечественный маркетплейс. Транскреаторы адаптируют под россиян рекламные материалы и описания товаров.

Чаще всего отечественные компании нанимают внештатных сотрудников внутри страны или с ближнего зарубежья. Между тем увеличивается количество «цифровых кочевников», которые постоянно путешествуют или работают из другой страны. Визы, позволяющие россиянам надолго «задержаться», выдают свыше 20 государств. Среди них – ОАЭ, Греция, Кипр, Португалия, Испания, Германия.

Иллюзии и реальность

Стереотип о высокой прибыльности фриланса появился с развитием соцсетей и «сайтов-бирж». Вот что об этом говорит директор по развитию ВЦИОМ Даниил Ермолаев:

– Наблюдая за жизнью независимого специалиста, мы верим, что у человека все идеально – он часто путешествует, ни от кого не зависит, много зарабатывает. При этом редко задумываемся, что, возможно, это лишь витрина, за которой скрывается упорный труд. В некоторых случаях цена сравнима с месячной зарплатой офисного специалиста, при этом на работу над заказом придется потратить меньше 160 рабочих часов. За счет этого складывается иллюзия, что, набрав несколько таких заявок, можно зарабатывать больше, чем «в найме». Однако не учитываются затраты на поиски подобного заказа и преодоление конкуренции. Суммарно время, как правило, сильно превосходит стандартный восьмичасовой день.

Из первых уст

«НЕДЕЛЯ» спросила у самих фрилансеров, какие плюсы и минусы они видят в своей работе.

Татьяна Ионкина, менеджер по продажам: «Пока одни гуляют, мы «рубим капусту»

– Внештатником я стала после пандемии. По сути, занимаюсь тем же, только не в офисе. Фиксированной зарплаты нет, получаю процент от продаж. Моя задача – реализовать свежие фрукты и овощи от производителя в розничные сети. Все праздники – у нас самый высокий сезон, пока одни гуляют, мы «рубим капусту». Рабочий день начинается и заканчивается по-разному, все зависит от клиента. Зато среди недели есть время на личные дела. Из минусов фриланса могу выделить разве что отсутствие гарантий на будущее. Но сейчас время такое – никто про завтра ничего не знает.

Наталия Решетняк, семейный фотограф: «Плюсы в положительных эмоциях и разнообразии»

– После рождения сына мне захотелось сохранять память о его детстве в снимках, а спустя год так получилось, что я начала брать первые заказы. Обучалась фотографии и параллельно через «сарафанное» радио и социальные сети вышла на серьезный уровень. Плюсы фриланса вижу в положительных эмоциях: знакомство с разными людьми и судьбами, с некоторыми завязалась дружба, бываю в красивых местах. Конечно, тяжело трудиться из дома, когда ребенок болеет, не идет в школу, обработка фотографий усложняется. Если перестану получать удовольствие от творчества, возможно, выйду на работу экономистом по образованию.

Расскажите о нас в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *