«С детьми-восьмиклассниками у нас небольшая разница в возрасте»: каково быть молодым учителем?

Как правило, когда мы говорим о школьных учителях, то представляем их большой жизненный опыт, которым они делятся с учениками. Однако я решила изменить этот стереотип, пообщавшись с 22-летним педагогом нового Немчиновского лицея в рабочем посёлке Новоивановское – Екатериной Пряшниковой. Она преподает уже второй год – до этого работала в образовательном центре «Флагман» в Трехгорке. В своем молодом возрасте Екатерина является не только учителем английского языка, но и классным руководителем восьмого класса.

Текст и фото Полина КОСТИНА

— Екатерина Никитична, как вы захотели стать учителем?

— В шесть лет мама меня отдала на частные занятия по английскому к одной учительнице. Именно мой репетитор, ее звали тоже Катя, меня вдохновила на изучение этого языка. Вот тогда я задумалась: «Хочу быть такой же, как Катя. Буду заниматься с детьми и буду так же их мотивировать». Так что моя профессия – осуществленная мечта детства.

— Расскажите, как началась ваша карьера.

— В 11 классе я стала готовиться к экзаменам в педагогический институт. В это время мамина знакомая меня попросила позаниматься с ее дочкой. Девочка оказалась очень целеустремленной и умной, я увидела в ней свои плоды, и меня это еще больше замотивировало стать учителем. Поэтому первые несколько курсов я занималась исключительно репетиторством. А после этого поняла, что хочу работать уже в школе – мне не хватало социума, реализации. И вот когда я устроилась в школу, то почувствовала еще сильнее, насколько я горю этой профессией.

— Сейчас пошла тенденция брать на работу молодых учителей. Кто-то этому рад, а кто-то предпочитает педагогов с большим опытом. Какое отношение у вас?

— Я за, так как молодым специалистам легко найти общий язык с новым поколением. Мои дети доверяют мне свои секреты, но при этом грань учитель-ученик обязательно соблюдается. Я делюсь с ними знаниями не только по своему предмету, но и по жизни. Еще слышала от родителей моих ребят фразу: «Круто, что такие молодые специалисты, как Екатерина Никитична, работают в школе, потому что они с ними на одной волне, и дети больше к ним прислушиваются».

— А какое преимущество молодого учителя над учителем со стажем в плане образовательного процесса, на ваш взгляд?

— Мне кажется, что у преподавателей старой закалки своя отработанная стратегия преподавания, и они ее не меняют. Но суть в том, что времена идут, поколения меняются, все дети – личности, поэтому должен быть разный подход. Мы не можем по шаблону всех учить.

— Проще быть классным руководителем начальных или старших классов?

— Я бы по-другому задала вопрос – где интереснее? Вот мои дети сейчас уже в переходном возрасте, у них формируется личность, и в этом момент я понимаю, что могу помочь вырасти человеку прежде всего человеком. В общем, это, можно сказать, настоящая миссия. Когда ты заслуживаешь доверие ученика, ты можешь направить его в нужное русло.

— Как вы выстроили доверительные отношения с учениками?

— Прежде всего я стараюсь быть для них не только учителем, но и другом. Крайне важно наладить доверие с детьми такого возраста, и у меня это получилось. Иной раз они подходят и шутят: «Екатерина Никитична, давайте с вами посплетничаем, обсудим какие-нибудь новости». В этот момент я понимаю, что нахожусь там, где должна.

— Есть ли у вас ученики, которые воспринимают вас не всерьез?

— Нет, это ведь зависит от того, как ты себя поставишь. Поскольку с моими детьми-восьмиклассниками у нас небольшая разница в возрасте, возможно, они не до конца меня воспринимают как учителя, но прежде всего как к человеку относятся ко мне с уважением, слушаются и выполняют требования.

— Как вы относитесь к тому, что почти у каждого учителя есть свои «любимчики»?

— Я всегда была настроена на то, что у меня никогда не будет любимчиков. Я каждого люблю в своем классе. Но по состоянию души… Все же есть один мальчик, на которого я всегда могу положиться, он мне во всем помогает. При этом нет такого, что я ему из-за этого буду завышать оценки. Еще есть девочка, с которой у нас есть душевная связь: впервые увидев меня, она подошла и так крепко обняла… В тот момент я почувствовала, как мне нравится этот ребенок. Мне всегда так радостно и тепло на душе становится, когда провожу у них урок. Но все в классе относятся ко мне с доверием, и для меня это очень дорого, потому что мой предыдущий опыт был не совсем гладкий.

— А что был за опыт, если не секрет?

— Мне достался класс после сложного классного руководителя. Хотя в той школе дети были того же возраста, они были как-то агрессивно настроены – был уже сформированный коллектив. Дети были разношерстные — каждый сам по себе. И вот какие-то устоявшиеся моменты было уже проблематично переделать.

— Какие ощущения вы испытывали, когда перешли в другое учебное заведение? Не было ли страшно?

— Я надеялась, что все будет хорошо, так как гораздо лучше строить что-либо с нуля, чем перестраивать заново, – тут пришли дети из разных школ, и вы как бы все вместе пытаетесь создать дружный коллектив. И взаимоотношения сложились даже лучше, чем я думала. Мне очень повезло, что у меня все дети способные, неравнодушные, с ними легко работать. К тому же в этой школе все мои коллеги очень отзывчивые, многие тоже моего возраста.

— Какие оценки вы в большей степени ставите своим ученикам?

— Я изначально озвучиваю им критерии оценивания. Моя любимая фраза – «Я буду вам ставить то, что вы заслужили». Но иногда я вспоминаю свои печальные эмоции, когда в мои учебные годы мне ставили плохую оценку… Так что не все двойки выставляю. Зачастую я настроена на то, чтобы, наоборот, вытащить ребят на хорошую оценку, мотивируя их.

— Вы бы хотели, чтобы в ваше школьное время у вас был бы такой учитель, как вы?

— Думаю, да. Я стараюсь разнообразить уроки, вдохновлять и поощрять детей. Есть идея выдать им сертификаты, специальные для учеников, где есть пять пунктов – «антидвойка», «невыполнение домашнего задания», «повышение отметки на 1 балл» и так далее. Ими можно будет воспользоваться по одному разу. Так, это будет мотивировать учеников, уроки будут нескучные.

— Если в классе случаются конфликты, какой у вас подход к их решению?

— Я за справедливость. Дети должны понимать, что такое хорошо, что такое плохо. Я учу ребят уже сейчас, чтобы они умели отвечать за свои поступки. Иногда с мальчиками происходит такое, что они начинают сваливать вину друг на друга, и я сразу им говорю: «Ты накосячил. Ты уже взрослый человек, ты будешь отвечать за свои поступки или нет?» В такие моменты необходимо с ними разговаривать по-взрослому.

— С какими главными проблемами, по вашему мнению, может столкнуться учитель в таком возрасте?

— Моя самая большая проблема в том, что я плохо выставляю границы между работой и своим личным пространством, поскольку я что с родителями, что с детьми могу и ночью быть на связи, а это не совсем правильно. Надо было изначально выстроить эти границы, но я не смогла. Думаю, это связано с тем, что я очень люблю свою работу и заинтересована в том, чтобы в моем классе все было хорошо, я готова приложить для этого все свои усилия. Поэтому я бы отметила единственный момент – дисциплину.

— Как вам удается совмещать работу, учебу и личную жизнь при такой загруженности?

— Меня спасает то, что я очень сильно люблю свою работу. Если бы этого не было, я бы уже давно перегорела и уволилась. С тех пор, как я начала работать, я перевелась на заочную форму обучения в Воронежском университете, и в свободное время готовлюсь к зачетам, экзаменам. После работы хотя бы на два часа пытаюсь перезагрузиться, прогуляться с друзьями. Но все равно отдыха не хватает, иногда я даже забываю, что нужно куда-то выходить и отвлекаться – это надо исправлять.

— Что вы планируете на ближайшее будущее и есть ли такие планы?

— В первую очередь мечтаю выпустить свой класс, у меня уже даже есть идеи по поводу последнего звонка. Но желание – это одно, а реальность – другое. Пока что я не вижу того, что всю жизнь проработаю именно в школе. Посмотрим, как оно сложится. Но сейчас я уверена, что моя дальнейшая карьера будет связана с образованием.

— Можно ли прожить на зарплату учителя?

— Зарплаты в Московской области в два раза ниже, чем в Москве. Но тут можно заработать на дополнительных кружках, они сейчас очень востребованные. Я сейчас собираюсь открыть свой кружок для третьих классов, попробовать поработать с таким возрастом. Если совмещать репетиторство, кружки и основную работу, то неплохо.

— Что вы можете посоветовать ребятам, которые мечтают стать преподавателем?

— В первую очередь, если вы чувствуете, что у вас есть внутренний отклик и желание, не бояться пробовать. Вот у меня были одногруппницы, которые год поработали и поняли, что это не их, и ушли в другую сферу. То есть надо обязательно пробовать, чтобы понять, твое это или нет.

Расскажите о нас в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *