Любите ли вы голубей так, как их любим мы?..
В Одинцово на улице Маршала Жукова обосновались пермяки. Залюбуешься – белоголовые, крылатые. Кажется, что голубятня наполнена вспархивающими цветами. Корреспонденты «НЕДЕЛИ» побывали в этом необычном и для города, и для современного уклада жизни месте.
Текст Ирина КОМЕЛЬ, фото Евгения ДЁМИНА
Считается, что массовое разведение голубей в подмосковных дворах региона возникло не стихийно. В 1956 году столица начала подготовку к проведению VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Для зрелищного открытия фестиваля в Лужниках вырастили более 40 тысяч белоснежных голубей. По разным данным было построено от нескольких сотен, до нескольких тысяч голубятней. Плюс голубеводам разрешили размещать птиц на чердаках и в других специально отведенных местах.
В результате многие «заразились» голубями. Говорят, к середине 1970-х только в столице насчитывалось более двух тысяч голубятней! Старожилы 70-80-х помнят, что голубятня была тогда практически в каждом дворе. Они стали пустеть в трудные 90-е, когда людям стало не до птиц.
И все же голубеводство окончательно не вымерло. А птичьи питомники сегодня – своеобразная память о жизни в Советском Союзе. Остались они и в Одинцово. И все потому, что по-прежнему среди нас есть те, кто любит этих благородных и красивых птиц. Именно благородных и красивых, тех, которые ничего общего не имеют с прожорливыми и назойливыми городскими стаями сизарей.
Голубиное детство
Одинцовца Романа Самжилина голуби привлекали, сколько себя помнит. Когда-то отец держал голубей, но рано погиб. И все же его любовь к этому делу передалась сыновьям.
На семь лет друзья подарили Роме пару белых голубей. Они с братом поселили их на балконе. Конечно, мальчишки совершенно не знали даже азов «приручения», и когда птиц выпустили полетать, те не вернулись. В ближайшие выходные братья отправились на птичий рынок. Не разбираясь в породах и ценности голубей, выбрали, как им тогда казалось, самых красивых. На балконе соорудили клетку и стали заниматься новыми питомцами по советам и подсказкам опытных голубятников.
– После того, как птицы привыкли к нам и к дому, начали их «гонять». Гонять – значит заставлять домашних птиц взлетать и делать круги в небе . Лет шесть они прожили у нас на балконе, – рассказывает Роман. – К тому времени мы накопили денег и в складчину с друзьями купили голубятню у банного пруда в Одинцово. Денег по тем временам она стоила немалых – 250 рублей. Нам ее продали с голубями. Тогда мы уже немного разбирались и голубей заводили только породистых.
Позже Роман обзавелся собственной голубятней на улице Жукова. Но пришлось ее продать, когда не стало возможности заниматься голубями, А три года спустя они с напарником Виктором построили здесь новую голубятню.
Диета красоты
В птичье царство мы попали осенью, как раз, когда у голубей полным ходом шла линька. Птицы каждый год меняют оперение перед наступлением холодов.
«Во время линьки им нужно больше витаминов и микроэлементов. У них сейчас, как и у людей, много пищевых добавок в рационе», – говорит Роман. И добавляя в корм масло льна, пояснил, что это для того, чтобы старое перо безболезненно выходило. А когда похолодает и начнется сырость, в голубином меню появляется чесночное масло. Для иммунитета.
Основной птичий корм – зерновая смесь пшеницы, гороха, вики, сорго. Зимой голуби будут сидеть на ячмене, чтобы не растолстели, пока не летают.
Как и большинство птиц, голуби существа моногамные. Они создают пару на всю жизнь.
– Но бывает, что одна особь из пары отобьется от стаи или погибнет. Например, сокол или ястреб может унести. Особенно хищники бесчинствуют в зимнее время. Молодую птицу может и ворона схватить – чует, что слабая. Поэтому зимой голубятники стараются птиц не гонять. И сейчас, пока идет линька, птицы мало летают, потому что быстро устают. Вчера вот только ястреб объявлялся. К счастью, никого не поймал, но стаю далеко разогнал, голуби долго потом собирались, – продолжает голубиный «ликбез» для журналистов Роман.
Какая ж это птица, если не летает?!
Ему всегда нравились голуби лётных пород. Путем проб и ошибок он остановился на старинной русской породе. Сегодня в его питомнике в основном пермяки – белоголовые черные, синие, пепельные, сиреневые. есть гривуны, лимонистые, жемчужные. Осталось несколько белых и рябых типлеров (Татарстан выводит). Они тоже отличные летуны – форма настоящей спортивной птицы.
– Сейчас, когда у голубей осенняя линька, стая может находиться в полете только около двух с половиной часов. Весной, с новым пером, летать смогут до восьми часов.
Раньше держал и венгров – птица высоколетная, спортивная, умная, но агрессивная и даже злая. В голубятню только заходишь, сразу из гнезд выскакивают. Пермяки в отличие от них спокойные и добродушные. Китайцев держал – монахОв. И русских белых почтовых. И луганских держал чисто белых. У них хвосты веером, как у голубей породы павлин, только чуть меньше. Бугульминских голубей держал. Эту породу мне прямо из Татарии привозили. Все эти породы дорогие и раньше были лётными. Сейчас таких птиц разводчики не гоняют – боятся, что улетят. А птенцы от поколения, просидевшего взаперти даже год, летать уже не будут. В позапрошлом году у меня были сербы – белые, красные и хохлатые, 20 штук. Но и их пришлось вывести. Тут другая напасть – высоко поднимаются и пропадают. Что-то пугает их на высоте, и они теряются. К дому у сербов нет особой привязанности. А у пермяков есть.
Декоративные породы в принципе тоже хорошо летают. Но и этих птиц хозяева обычно не гоняют. От полетов у них портится стать – начинают хвост держать не по породе.
Неразлучные пары
У птиц в голубятне свой установленный порядок. Форточка, которая открывается на крыше – это хлопок. Верхняя часть с решеткой, где птицы могут прогуляться и подышать воздухом, напоминает террасу и называется нагул. Через нагул они взлетают на крышу или наоборот заходят в сердцевину голубятни – в будку, которая хорошо утеплена.
– Даже когда в 20-градусный мороз к голубям заходишь – у них тепло. И сами еще надышат. Все взрослые особи живут парами. У каждой в голубятне свое место для гнезда. Они очень интересно проявляют свою любовь друг к другу. И держатся все время вместе.
Случаются в голубятне и разборки, если кто в чужое гнездо залетит. Или если у самца по весне пары нет, он может и дебош устроить. И даже яйца из чужих гнезд выкидывать. Будет стараться пару какую-нибудь разбить, чтобы голубку увести. Нарушителя порядка приходится изолировать и срочно найти ему подругу по породе.
Высиживают птенцов родители по очереди. И по очереди друг друга кормят. Некоторые пары в этом году успели по три раза птенцов вывести. У нас самые морозы стояли, а они уже на яйцах сидели.
Пернатые целители
– У некоторых птиц существуют собственные ритуалы. Вот, например, лимонка, которой девять лет, – продолжает Роман. – Иногда иду с работы, она увидит, соскакивает с крыши, навстречу летит, вокруг меня крутанется, обратно возвращается и уже в дом заходит, знает, что сейчас им еду насыплю.
Вообще, хотя голубятня и оборудована видеокамерой, открытой ее стараемся не оставлять. Но летом молодежь может весь день «загорать» на рейке дотемна и только к вечеру в дом зайти».
Молодежь – это голуби, которые родились в этом году. На следующий год они уже сами станут родителями.
Содержание птиц, конечно, влетает в копеечку. Раньше существенную поддержку оказывали клубы. Голубеводы платили взносы и получали три-четыре мешка пшеницы. Мешок был 50 килограмм. На месяц примерно мешок корма и уходит. Сейчас мешок 25 килограмм и стоит 750 рублей. Много средств уходит также на защиту пернатых от инфекций. На вакцине хозяева не экономят, берут немецкую, дорогую. Прививают каждую особь раз в год. В основном от оспы и вертячки, переносчиками которых являются дикие птицы.
Но все это несопоставимо с тем умиротворением, которое дарят питомцы. Роман может подолгу любоваться их полетом. Узнает по полету высоко в небе каждого своего голубя, знает повадки каждого из них.
Признается, что иной раз так поднимутся нервы, но зайдешь в голубятню, повозишься с ними, посмотришь, как в небе кружатся, сверкают и переливаются в солнечных лучах. Такая радость, и забываются все невзгоды.