Вокзал-развал

РЖД даёт зелёный свет ларькам, но по-прежнему не думает о пассажирах

Вопрос ребром

Недовольство жителей Одинцовского округа состоянием территории любой крупной железнодорожной станции, будь то Кубинка, Звенигород, Голицыно и, конечно же, Одинцово, имеет многолетние корни. Повальная коммерциализация привокзальных площадей, наплевательское отношение к содержанию наземных переходов и платформ, нежелание (или неспособность?) руководства ОАО «РЖД» слышать жалобы и адекватно реагировать на них – все это годами собиралось в копилку народного гнева, накапливалось, как нескончаемые сугробы на пути к электричке.

Глава Одинцовского округа Андрей Иванов, однозначно и публично встав в сложившейся ситуации на сторону жителей, неоднократно поднимал вопрос о безобразном содержании железнодорожной инфраструктуры, выезжал на места и общался с пассажирами, добивался ликвидации разномастных торговых павильонов, мешающих пешеходам и портящих внешний облик привокзальной площади.

В этом году благодаря инициативе и усилиям администрация округа и участию инвестора была наконец-то проведена реконструкция железнодорожной станции «Одинцово» — сделаны навесы над посадочными площадками, упорядочено движение автобусов. И только жители вздохнули с облегчением, как на и без того перегруженном «пятачке» снова стали расти торговые павильоны.

Это стало последней каплей. Андрей Иванов принял принципиальное и жесткое решение направить обращение о положении вещей федеральному руководству железными дорогами, включив в него также вопросы уборки территорий, закрепленных за РЖД, состояния пешеходных мостов и, конечно, торговли.

Глава муниципалитета обратил внимание на сложившуюся ситуацию и депутата Государственной Думы Дениса Майданова, который взял ее под личный контроль. Он направил  депутатский запрос Генеральному директору РЖД Олегу Белозёрову, где  попросил убрать торговые точки с участков вдоль МЦД-1 и станции Голицыно, а также провести реконструкцию пешеходных мостов и обеспечить регулярную уборку станций от снега и льда.

Еще один запрос Денис Майданов направил первому заместителю Московского транспортного прокурора Юрию Городкову с просьбой проверить соблюдение правил безопасности для пассажиров на станциях.

Впереди зима, а значит, «пространства для маневров» на территории железнодорожных станций у пассажиров станет еще меньше. Конечно, руководство округа не оставит жителей наедине с этой бедой, но чего в этой истории дожидается РЖД – когда «грянет гром»?

Паровозы отправлялись под оркестр

Вокзал и торговля – понятия с давних пор, в общем-то, вполне совместные. С самого начала российских железных дорог было именно так. Конечная станция первой железной дороги, соединившей Санкт-Петербург и Павловск, имела ресторацию и даже сцену для выступлений артистов. Да и по сей день практически каждый полустанок, платформа, являются точками притяжения рыночных отношений. Если не ларек со снедью и напитками, то хотя бы местные жители пытаются здесь продать излишки садово-огородных трудов. Обычно такое соседство возражений ни у кого не вызывает. Но… все хорошо в меру.

Текст Александр ЛЫЧАГИН, фото Евгения ДЁМИНА

«Зачем на таком пятачке торговлю городить?»

На станции Одинцово началось массовое возведение торговых павильонов на территории, принадлежащей РЖД, – кадастровый участок 50:20:0030108:74. Это вызвало сильное недовольство жителей города. Вокзал перегружен, здесь очень большие потоки пассажиров, особенно в часы пик, а переход через пути связывает северную и южную части Одинцово. На привокзальной площади множество остановок автобусов и маршруток, здесь высаживают пассажиров такси, в общем, обстановка непростая. Увидев съемочную группу Одинцовского информационного центра, подбегает водитель: «Ребята, покажите это все, ну зачем тут эти ларьки, тут же маленькая площадка, только на ней мы могли высадить пассажиров по-быстрому и уехать. Посмотрите вокруг, одни магазины кругом, зачем еще эту торговлю городить?»

Здание вокзала придется передвигать

Бушуют и соцсети – затея РЖД вызвала возмущение у многих. Тем более что горожане давно мечтают о полноценном транспортно-пересадочном узле в Одинцово. Таком же комфортабельном, как Сколково. Там для удобства пассажиров развернута торговля, ее много, но она изначально предусмотрена проектом и никому не мешает. К тому же никаких примитивных ларьков.

В интервью «НЕДЕЛЕ» главный архитектор Одинцовского округа Кирилл Завражин рассказал, что проект строительства такого современного хаба в Одинцово есть. Он непростой, требует передвижения исторического здания вокзала на полтора метра, но перспектива рассматривается. Практически завершена реконструкция привокзальной площади, воспринятая жителями города положительно.

И тут такой неожиданный поворот. Жители города написали о своем недовольстве железнодорожникам. Получили обескураживающий ответ – это не самовольная постройка, ларьки строят для удобства пассажиров с целью повышения качества их обслуживания. То, что к вокзалу становится трудно пройти, видимо, железнодорожников не волнует.

«Ликвидация» столичных привокзальных ларьков

Интересно, что не далее, как в 2021 году, РЖД фактически объявили акцию по ликвидации точек нестационарной торговли на московских вокзалах, объясняя и это, диаметрально противоположное действие, опять же заботой о пассажирах и архитектурном облике столицы. Началось расторжение всех договоров аренды с нестационарными объектами торговли на вокзалах и платформах.

А в Одинцово — можно? Не лучше обстоят дела и на других вокзалах в границах Одинцовского округа – в Голицыно, Кубинке. Здесь тоже изобилие пристанционной торговли, иногда приводящее к возмущению граждан. Вокзал в Голицыно в 2017 году получил статус вновь выявленного объекта культурного наследия. А в прошлом году общественности пришлось его отстаивать от непрошеной торговой точки, с крыши которой вода лилась прямо на исторические стены. Все, чего удалось добиться, – павильон переместили на метр.

При этом все знают: ларьки горят. Обогрев ведется электричеством, не проследил – пожар. Фастфуд тоже требует энергетики, причем часто пожароопасен по технологии приготовления пищи.

В Кубинке привокзальная площадь практически исчезла. Она застроена таким изобилием торговых центров разных размеров, что диву даешься замысловатости архитектурных решений. Целью явно служило не удобство пассажиров. Мысли, очевидно, были совсем другие: куда бы еще торговлю впихнуть?

Платформы возмущения: Одинцово, далее – везде…

При этом недовольство пассажиров в адрес железнодорожников зреет нешуточное. И не только по поводу торговли, мешающей проходу. Многих беспокоит состояние железнодорожных платформ, они просто проваливаются. Дыры заделаны деревом, плиты поддерживаются поддонами. Деревянное «зодчество» применяется даже для ремонта железобетонных переходов! Так ремонтировали мост у платформы Пионерская.

Платформа Пионерская

Платформа Отрадное – место постоянных затоплений путей подхода. Всюду остро стоит вопрос уборки мусора, а уж очистка от снега и льда в зимнее время – вообще проблема из проблем. Немало жителей угодило в травматологию после попыток добраться до железнодорожного транспорта или просто перейти пути.

Платформа Отрадное

Ропот общественного недовольства одинцовцев долетел и до Государственной Думы. Депутат Денис Майданов направил депутатский запрос генеральному директору РЖД О.В. Белозерову с просьбой рассмотреть возможность убрать торговые точки с участков вдоль МЦД-1 и станции Голицыно, а также провести реконструкцию пешеходных мостов и обеспечить регулярную уборку станций от снега и льда.

Шанхай давно уж не «шанхай»

Так что же, о несбыточном мечтаем, земляки? Нет денег у РЖД на содержание своего хозяйства в порядке? Не обойтись без ларьков?

Ну вот вам история из страны, где не принято национализировать убытки и приватизировать прибыли. Железные дороги Японии — преуспевающие акционерные общества, им стали не нужны дотации от государства. Вокзалы здесь постепенно превратились в огромные деловые центры, точки роста для всей округи. Некоторые вообще представляют собой небоскребы, целые кварталы коммерческой недвижимости. В русский язык вошло слово «шанхай» как обозначение скопища убогой недвижимости. Когда-то китайский город действительно выглядел непрезентабельно. Ради интереса поищите в интернете картинки по запросу «вокзалы Шанхая». Найдете хоть один ларек?

Расскажите о нас в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *