«Заяц» прикинулся… кондуктором
Такую необычную тактику оправдания безбилетного проезда в автобусе применила одна из жительниц Голицыно во время рейда Административно-транспортной инспекции Московской области.
Текст Александр ЛЫЧАГИН, фото Евгения ДЁМИНА
– Я кондуктор, приготовьте деньги за проезд! – заявила она.
– Как интересно, а вы в курсе, что должность кондуктора упразднена в Московской области более трех лет назад? – поинтересовался старший инспектор Западного межмуниципального управления ГКУ АТИ МО Константин Лукьяненков.
Безбилетница об этом не знала, но, судя по всему, она все-таки была знакома с водителем автобуса, поэтому он и провез ее без оплаты, хотя и не имел права на такую щедрость. В качестве благодарности «кондукторша»-самозванка приняла у пассажиров для передачи водителю деньги за проезд, естественно, не выдав им никаких проездных документов. Выдать их она и не могла, поскольку в Подмосковье оплата проезда уже несколько лет осуществляется только транспортными или банковскими картами через терминалы. Движение наличных денег по салону было зафиксировано пассажирами на камеру сотового телефона.
За безбилетный проезд «кондуктору» грозит штраф в тысячу рублей, а вот ответственность водителя существеннее – пять тысяч сумма немаленькая.
Магическое «око Саурона»
Руководивший рейдом заместитель начальника Западного межмуниципального управления ГКУ АТИ МО Максим Крутских рассказал, что подобные проверки проводятся регулярно. В день каждый инспектор контролирует 10 транспортных средств, проверяет билеты у 150 пассажиров. В месяц это приводит к составлению 600-700 административных материалов. В 70 процентах случаев виновниками правонарушений оказываются пассажиры, в 30 – водители. В автобусах большого класса, где установлены стационарные терминалы, водители занимаются только своими непосредственными обязанностями – управляют транспортными средствами. Поэтому в них инспекторы имеют дело с безбилетными пассажирами. В автобусах малого класса водитель принимает оплату через ручной терминал, и вот здесь уже значительно более вероятны нарушения, заключающиеся в приеме наличных, со стороны водителя. Причем ответственность лежит и на пассажире – хоть и отдал деньги, а доказательств этому в виде информации кассового терминала нет. Формально он все равно безбилетник.
Инспекторы службы рассказывают, что порой приходится сталкиваться с «зайцами» довольно драчливыми и конфликтными. Но пытаться применить против закона физическую силу – дело в наши времена абсолютно гиблое и бесперспективное. У каждого сотрудника на груди видеофиксатор, они его шутливо прозвали «око Саурона». Нечто магическое в этом приборе действительно есть, поскольку он все происходящее в салоне автобуса передает на серверы АТИ в режиме онлайн. К тому же информацию невозможно стереть. «Портреты» правонарушителей даже в случае их бегства окажутся в распоряжении полиции, и наказание неотвратимо.
За что покупают новые автобусы
Максим Крутских поясняет, что без службы, контролирующей оплату проезда в общественном транспорте, не обойтись:
– В первую очередь страдают сами перевозчики, поскольку наличные средства идут не на обслуживание транспорта, а в личный карман. Уменьшится финансирование инфраструктуры – содержание дорог, остановочных пунктов тоже требуют средств. Наконец, налоговая служба недополучит доходы. А если бюджет не будет наполняться, откуда взяться субсидиям, компенсациям, дотациям, идущим на поддержку транспортной сферы? Кассовые терминалы делают бизнес прозрачным, дают точную статистику загруженности маршрута, а если деньги прошли мимо них, то как определить, требуется ли повышение класса автобуса на средний или большой и нужен ли этот маршрут вообще? Без реальных цифр понять, насколько пассажиры нуждаются в услугах перевозки, невозможно.
Деньги «мимо кассы» закрывают маршруты
Денис Доронин, заместитель начальника управления транспорта, дорожной инфраструктуры и безопасности дорожного движения администрации Одинцовского округа, приехал на рейд, чтобы донести информацию до прессы:
– Ситуация с оплатой наличными очень остро обстоит на маршрутах, удаленных от центра округа, в Голицыно, Кубинке, Звенигороде. Пассажиропоток на ряде маршрутов здесь небольшой, и, если водители берут наличные, то перевозчик эти деньги не получает и не видит. А раз средств поступает мало, ему не хватит средств на оплату топлива, обновление транспорта, зарплату водителей. Перевозчик может принять решение о сокращении количества рейсов, даже о закрытии маршрута. А администрация округа в этом крайне не заинтересована, особенно по отдаленным территориям, где никакой альтернативы автобусам у жителей нет.
Так что, уважаемые пассажиры, получается, что соблюдение закона полностью в ваших же интересах. Оплачивайте проезд только транспортными или банковскими картами. Не стоит подставляться под штрафы самому и подводить под них водителей. Тем более что деньги «мимо кассы» – это удар по вашим же интересам. Чистый, исправный, регулярный транспорт требует на свое содержание средств.