История Снегурочки: от жертвенной девы до символа Нового года

Текст: Алина Потапенко

Сложно представить Новый год без Деда Мороза и его внучки Снегурочки. Если с Дедом Морозом всё более или менее ясно, то в биографии Снегурочки множество слепых пятен. При упоминании о ней тут же возникают ассоциации с милой девушкой, которая появляется под Новый год, а в другое время как бы и не существует. Но как любой фольклорный персонаж, она имеет темное прошлое, а ее образ эволюционировал на протяжении веков.

Дама из снега

Впервые Снегурочка упоминается в сказке В.И. Даля как девочка, созданная из снега. А.Н. Островский в своей пьесе наделяет её сложным характером и трагической судьбой: созданная из снега, она обречена растаять с приходом весны. Опера Римского-Корсакова закрепила этот образ в культуре, и в 1937 году в московском Доме Союзов Снегурочка официально становится спутницей Деда Мороза.

Однако в народных сказках Мороз (Морозко, дед Трескун) и Снегурочка (Снегурушка, Снежевинка) появились намного раньше. В сказках часто встречаются мотивы волшебства, любви, жертвенности – темы, которые позже были развиты в литературных произведениях.

Из сказки в триллер

Есть несколько версий происхождения Снегурочки. Первая — жестокая и реалистичная. Снегурочка была реальной девушкой, которую приносили в жертву Морозу в жуткие холода.

По второй версии Снегурочка воплощает образ богини, рожденной в Берендеевом царстве (Костромская область), которую по древним обычаям либо топят в речке, либо сжигают подобно Масленице.

По третьей теории Снегурочка вовсе не внучка, а дочка Мороза и Весны-Красны. Эта версия придает образу Снегурочки мифологическую глубину. Отметим, что Мороз — божество суровое и напрямую связано со смертью. Само имя «мор» означает смерть, эпидемию. Мор — злой дух, а его дочь, Морья Моревна, унаследовала непростой характер. Дочь Мороза в одиночестве обитала в лесу, но тосковала по людям в силу материнских генов. Кстати, некоторые исследователи считают, что тоска — это желание мертвых оказаться среди живых. И вот однажды Снегурочка решила выйти к людям, но с наступлением тепла ей нужно было уступить место Яриле, славянскому богу солнца. И в день весеннего равноденствия она возвращается в холодный лес.

Еще одна версия гласит, что Снегурочку слепила из снега бездетная пара, Иван и Марья. Интересно, что сам акт лепки имеет аналогию в русских родильных обрядах: повитуха «правила» голову новорожденному, процесс был схож с лепкой. Считалось, что таким образом ребенка «доделывают».

Финал этой версии столь же трагичен: в ночь на Ивана Купалу Снегурочка решает по традиции прыгнуть через костер, но тает. Эта история перекликается со второй версией, так как восходит к древнеславянскому обряду похорон чучела богини Костромы (она была женой Ярилы). Чучело сжигают, потом топят, а остатки рвут на части. Интересно, что Кострома и костер — однокоренные слова, и сжигая чучело, люди просили богатый урожай.

Сейчас Снегурочка – не просто сказочная героиня, а символ Нового года и Рождества. Её образ используется детских книгах и фильмах, в рекламе и украшениях. Эти интерпретации, часто отходящие от первоначальных представлений, показывают адаптивность и жизнестойкость сказочного образа, который продолжает жить и развиваться вместе с меняющейся культурой.

Расскажите о нас в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *