Мода на века: красота на полотнах разных эпох
Текст: Алина Потапенко
При взгляде на произведения искусства многие замечают, что изображенные модели не всегда соответствуют современным стандартам красоты. Как же так? «НЕДЕЛЯ» проследила, как менялись каноны женской красоты на протяжении веков.
Лицо эпохи
В раннем Средневековье религиозные мотивы доминировали в искусстве. Женский образ часто ассоциировался с Мадонной – смиренной, благочестивой. Такой идеал представлял собой не столько физическую красоту, сколько духовную чистоту: удлиненное лицо, узкий овал и длинные волосы, нередко покрытые платком. В позднем Средневековье с развитием светской культуры появляются более реалистичные изображения женщин, но все еще с акцентом на скромность и целомудрие. Стройность фигуры ценилась меньше, чем бледность кожи, символизировавшая неземную чистоту. Смуглая кожа же была признаком представителей низшего сословия, человека недостойного, а потому и некрасивого.
Если взглянуть на картины того времени, можно заметить, что у девушек отсутствовала часть волос на голове. Невероятно, но это было вызвано модой на высокий выпуклый лоб. Чтобы достичь желаемого образа, женщины сбривали брови. Для них это выглядело прекрасно. Художники тех лет также прибегали к «фотошопу» — они убирали шрамы и подправляли черты лица, чтобы создать идеал красоты.

Эпоха Возрождения принесла с собой возвращение к античной эстетике. Женский идеал стал более чувственным и земным. На картинах Боттичелли и Тициана появляются полные формы, подчеркнутая талия, а бледность кожи заменяется более здоровым румянцем. Пропорциональность тела становится ключевым атрибутом красоты, вдохновленной античными скульптурами. Интересно, что в 1470-1480-е годы появился новый тип женской красоты — «нимфа», олицетворяющая добродетель.
Тициан «Венера Урбинская»
Игры юности
К XVII веку идеал красоты достиг размера plus size. Женский идеал отражает это в чувственности и динамике. На картинах художников мы видим полных, чувственных женщин с пышными формами, подчеркивающими богатство и роскошь. Композиции картин часто наполнены движением, а сами образы – эмоциональностью и страстью. Бледная кожа все еще ценится, но уже не так сильно, как в Средневековье.

Спустя 100 лет в эпоху рококо модницы решили, что нет ничего прекраснее юности, игривого румянца и тонкой талии. На модный пьедестал взошли румяна, тугие корсеты и туфельки с изогнутым каблуком. Наряды стали напоминать пирожные с взбитыми сливками и кремовыми розочками, а скрывались за этим «декором» настоящие кокетки, для которых естественность было синонимом безобразности. В целом образ женской красоты становится более аристократическим и искусственным.
Итак, путешествие сквозь века живописи завершено. Мы увидели, как эфемерно и изменчиво понятие красоты, как оно подчиняется веяниям времени, религиозным догмам и социальным устоям. От аскетичной духовности средневековых мадонн, чья бледность символизировала святость, до пышных форм рубенсовских красавиц, воплощающих чувственность и богатство, – путь идеала был долгим и неожиданным. Сбривание бровей ради модного высокого лба, корсеты, скрывающие естественные формы тела, – все это напоминает нам, что «идеал» – это не вечная константа, а зеркало преходящих ценностей и мод каждой эпохи. Современные стандарты красоты, также не исключение – они временны и, скорее всего, через столетие будут выглядеть так же удивительно и необычно, как сегодня выглядят смуглые женщины Средневековья с выбритыми бровями. История искусства напоминает: красота – это не только каноны, но и отражение духа своего времени.