Тайное и явное в школах города N, а также корпоративные уловки и подвохи
Текст: Георгий Янс
Итак, хроника одной недели в отдельно взятой области – Нижегородской.
Школа один. Несколько школьниц, поздравляя свою учительницу с днем рождения, матерятся и кидают ей в лицо торт. Все происходящее девочки снимали на мобильный телефон.
Школа два. Девятиклассник во время урока английского языка напал на преподавателя и сломал ему нос. Пострадавшему пришлось обратиться в больницу.
Школа три. Ученик во время урока избил учителя истории. В медицинском учреждении диагностировали сотрясение мозга.

Как известно, 10 декабря Владимир Путин встретился с членами Совета по правам человека. Конечно, вопиющие даже по нынешним временам события в Нижегородской области напрямую не связаны с этой встречей – где школы Нижегородской области и где члены СПЧ. Тем не менее определенная связь здесь прослеживается. Речь идет о возвращении в школы отметок за поведение. Это инициатива одного из членов СПЧ, который рассказал, с чем сталкиваются учителя, когда некоторые школьники нарушают элементарные правила поведения, ведут себя вызывающе и агрессивно, позволяя себе оскорбления в адрес учителя. Ученики (плюс родители!) распространяют о педагогах слухи в соцсетях, портят их вещи и даже распускают руки. Вывод – одна из действенных мер защиты педагога – возвращение оценки за поведение.
Путин, признавшись, что не знал о том, что оценок за поведение сегодня нет, сказал: «…Если оценка за поведение будет возвращена, нужно, чтобы она на что-то влияла… И быть равноценной с другими оценками…»
Хотел бы заметить вот что. Оценка за знания понятна, так как достаточно много очевидных критериев ее обоснованности: ОГЭ, ЕГЭ, на более низком уровне – количество ошибок и т.д. К тому же предусмотрена возможность исправить неудовлетворительную оценку.
Оценка же за поведение по своей сути субъективна и в современных условиях становится социальной меткой, которая действительно может повлиять на будущую жизнь.
Ответа на то, какие здесь будут критерии, пока нет. Это признает и Министерство просвещения: «Как и любой оценке, ей необходимы соответствующие критерии: как она будет выставляться и кто ее будет определять, например, будет это учитель или классный руководитель».
Уже хорошо, что оценку за поведение не собираются вводить буквально завтра. С учетом моего учительско-директорского опыта и знания сегодняшних школьных реалий считаю эту меру избыточной и даже вредной. Учителя защитит не отметка за поведение, а реальная работа законов, а они в сфере образования есть. В ситуациях за рамками Уголовного или Административного кодексов множество барьеров на уровне школы и местной власти.
С учетом того, что современный учитель в основной своей массе профессионал невысокого уровня почти с нулевыми знаниями в психологии, есть риск банальных манипуляций и злоупотреблений со стороны классного руководителя или того педагога, кому поручат оценивать поведение школьников. Одному учителю покажется, что школьник недостаточно патриотичен, другой посчитает, что ученик подвергает сомнению его «правильное» мнение, третий укажет, что подросток не те книги читает. И оценка за поведение может вполне превратиться в социальную метку школьника.

Аксиома. Думающий человек – обязательно человек сомневающийся. И если вместо того, чтобы развивать у подростка самостоятельность мышления, а не пугать его оценкой за поведение (в подобной ситуации так и будет), ничего хорошего нас не ждет.
Все ближе день, когда практически во всех коллективах будут отмечать грядущий Новый год. Чаще всего теперь это называется корпоративом. Они бывают разные – от скучных и трезвых до веселых и хмельных. Нередко подобные застолья становятся главным событием года, о котором вспоминают вплоть до следующего корпоратива.
Новогодний праздник может стать ступенькой в служебной лестнице, а может обернуться самыми печальными последствиями. В первую очередь такой разворот событий касается тех компаний, где высокая зарплата и кадровая конкуренция. Да и в тех организациях, где и зарплата не ах, и конкуренты не дышат в спину, нужно соблюдать определенные меры корпоративной предосторожности. Чтобы на следующий день не было мучительно больно после прошедшего вечера и не чувствовать себя «Любой из ютьюба».

Есть немало рекомендаций психологов, некоторые из которых очевидны, а некоторые, по крайней мере, заставят задуматься. Вот некоторые (не бесспорные) советы карьерного консультанта (и такие должности есть) и психолога.
Во-первых, не стоит игнорировать дресс-код, даже если он предполагает карнавальные костюмы.
«Я бы также посоветовала (по возможности, конечно) попробовать аккуратно узнать, в чем будет одет руководитель, и было бы отлично, если бы ваш костюм или платье как-то перекликались с его одеждой. Может быть, какой-то деталью, аксессуаром. А если руководитель женщина (и вы сами тоже) и знаете, какие украшения она носит, можно было бы надеть похожие украшения, чтобы она это заметила и отметила». Правда, общепринято считать, что вряд ли одна дама обрадуется, увидев на другой свое «дресскодовое отражение».
Еще совет, которым я обязательно воспользуюсь. Улучив минуты тишины, желательно в первой части корпоратива, подойти к начальнице обязательно с бокалом и сказать проникновенный тост. Поблагодарю ее за организованный праздник, не забыв при этом добавить, как рад «быть частью команды»! Главная фишка – «часть команды». Руководителям нравится, что есть «команда», пусть даже только на время корпоратива. Являясь «частью команды», совсем не обязательно флиртовать с начальством, даже если оно намекает, что не прочь. Нужно просто помнить, что завтрашний день все равно наступит. Обещаю поделиться со своими читателями, какое развитие событий последовало за моим «верноподданническим» тостом.
Великий и парадоксальный
Переводим с русского на русский.
«Козлодер с кондачка потерял свою пипку» – «Плохой певец легкомысленно потерял свою курительную трубку».