Таинства закатов великого Куинджи

«НЕДЕЛЯ» продолжает публикацию зарисовок о знаменитых художниках и их картинах из собрания Государственного Русского музея, представленных на выставке «Преображенная природа» в Звенигородском манеже. На этот раз – Архип Иванович Куинджи и его зимние закаты, изумляющие посетителей своим цветом и таинственным светом, будто исходящим от поверхности картин. О процессе рождения работы «Эффект заката» рассказывает искусствовед Звенигородского музея-заповедника Инесса Крюкова.

«В cфepe пeйзaжнoй живoпиcи Кyинджи был гeниaльный xyдoжник… Иллюзия свeтa былa eгo бoгoм, и нe былo xyдoжникa, paвнoгo eмy в дocтижeнии этoгo чyдa живoпиcи», – писал Илья Репин о своем друге Архипе Куинджи.

Эффекты освещения в его картинах производили на современников невероятное впечатление. Однако и сегодняшнего зрителя этот интереснейший художник немало удивляет.

«Эффект заката» рождался, возможно, даже парадоксально. Сначала Архип Иванович полностью покрыл поверхность бумаги, наклеенной на холст, пылающим оранжево-красным цветом. Получился своеобразный цветной грунт. Далее художник динамичными мазками коричневой краски наметил деревья и камни. Если смотреть на пейзаж с близкого расстояния, можно даже уловить движения руки мастера. Но на самом деле это всего лишь подмалевок – тональная подложка под готовую живопись, и его, по идее, нужно скрывать. Но Куинджи, напротив, открыл подмалевок, как бы показывая процесс работы. Это немало шокировало критиков и некоторых коллег. И только в завершение художник дописал снег и закатное небо.

Таинственность, магия этой картины заключаются в резком контрасте между цветом света от закатного солнца, пылающего выразительными пятнами на снегу, и цветом самого снега – затемненного и приглушенного. Перед нами величественная гармония целого. В этом и заключается гений Куинджи.

Интересно, что он в своем творческом поиске не только прибегал к повтору, но даже активно им пользовался. Предлагаю обратить внимание на этюд, расположенный рядом с «Эффектом заката». По мнению знатоков, «Пятна лунного света в лесу. Зима» – один из самых оригинальных в русской живописи пейзажей. Закат изображен в безупречной гармонии серо-голубых и серебристо-зеленоватых тонов.

Архип Куинджи написал целую серию потрясающих своей неожиданной, парадоксальной цветовой выразительностью закатов. А каково было отношение публики и коллег к его художественным экспериментам? По замечанию Репина, «щeдpo нapyмянeнные финaльным лyчoм зaкaтa» пейзажи вызывали восторг зрителя, благоговейно замиравшего у картин Куинджи. Но завистники полагали, что художник добавляет в краски металлические порошки или фосфор, подсвечивает свои полотна с обратной стороны или использует линзы из цветного стекла в процессе работы. Это не так. У Куинджи был абсолютный глаз с уникальной светочувствительностью, что и позволяло ему добиваться потрясающих эффектов освещения. Тем не менее каждый мазок в его картинах – результат напряженного творческого поиска. Илья Репин, создавший самый известный портрет своего друга, ярко описал его образ в работе над картиной:

«Кopeнacтaя фигypa, c oгpoмнoй гoлoвoй, шeвeлюpoй Aвeccaлoмa и oчapoвaтeльными oчaми быкa, oн был кpacив, кaк Accyp… Живо представляю: долго стоит он на расстоянии шагов пятнадцати перед своей картиной; сильно, не сморгнув, смотрят его буркалы в самую суть создаваемой стихии на холсте; кажется, лучи его зрения уже мне, зрителю, видны – так они сильны и остры…»

Смелый экспериментатор, наставник, дружбой которого дорожили многие выдающиеся личности того времени, умел и плодотворно «молчать». На самом пике славы он вдруг перестает выставляться на долгие двадцать лет. Потом отсалютует почти пятьюстами живописными картинами и эскизами, прекрасной графикой. В ноябре 1901 года устроит свою последнюю выставку, после которой снова «замолчит». Его картин никто не увидит до смерти художника, последовавшей в 1910 году. Вместе с пейзажистом Константином Крыжицким, работы которого также представлены на нашей выставке, Архип Куинджи еще в 1908 году создал Общество для поддержки художников, которое по его воле в основном унаследовало его капиталы.

Из этого Общества в Государственный Русский музей и поступили картины Архипа Ивановича, которые посетители смогут увидеть на выставке «Преображенная природа» в Манеже до середины января наступающего года.

Расскажите о нас в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *