Вифлеемская звезда рассыпается на свечи…
В ночь с 6 на 7 января во всех православных храмах, а в Одинцовском Георгиевском соборе одновременно в верхнем Георгиевском храме и в нижнем Иверском совершалась праздничная литургия в честь Рождества.
Текст Ирина КОМЕЛЬ, фото Евгения ДЁМИНА
Рождественские календари
Вместе с Русской православной церковью 7 января Рождество отметили Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Польская поместные церкви, афонские монастыри, старообрядческие и восточнокатолические церкви, а также греко-католики и протестанты, придерживающиеся юлианского календаря. Между тем Римско-католическая, протестантская и 11 православных церквей (в том числе Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская и др.) отметили этот праздник 25 декабря.
У многих возникает вопрос, как вышло, что одно и то же событие отмечается в разные даты? Дело в том, что дата одна и та же, а вот календари летоисчисления разные.
В 46 году до нашей эры Юлием Цезарем был принят календарь, который и получил название юлианского. Но он имел погрешность при исчислении фактического астрономического года, и в 1582 году Европа перешла на новый календарь летоисчисления – григорианский. А Русская православная церковь продолжила юлианское летоисчисление. С 1918 года пришедшие к власти большевики, перевели Россию на григорианское летоисчисление. К тому времени разница между календарями составила 13 дней. Русская православная церковь не приняла переход и осталась верна юлианскому летоисчислению. Поэтому Рождество стали отмечать почти на две недели позже, чем в той части христианского мира, которая перешла на григорианский календарь еще в XVI веке. Но 7 января в нашем гражданском календаре – это и есть 25 декабря по юлианскому летоисчислению.
Традиция возвращается
Разобравшись с датой, нельзя не вспомнить и особенности отечественной истории праздника. Ведь до Октябрьской революции в России праздновали именно Рождество. В этот день дарили подарки, вспоминая о дарах волхвов, накрывали праздничный стол в связи с окончанием поста и наступлением святок, ходили в гости, пели колядки – славили родившегося в мир Спасителя. Рождественским утром дети находили по наряженной елкой подарки. А наступление нового года приходилось на праздничные святки. На Руси традиционно готовили выпечку, которой разговлялись 7 января. Для детей из бедных семей в господских домах устраивались Рождественские елки с угощениями и раздачей подарков. Перед Рождеством во многих городах проводились благотворительные базары. К приготовлению рождественского ужина подходили очень ответственно. И, как и сейчас к Новому году, заранее начинали припасать продукты. До самой же рождественской ночи соблюдали строгий пост, а после рождественского богослужения уже разрешалось разговляться и окороком, и икрой, и пирогами с разными начинками.
Неравнозначная замена
В 1918 году все старые праздники в новой советской стране были объявлены буржуазными и надолго запрещены, в том числе празднование Рождества и рождественские елки. И только в середине 1930-х годов власти решили вернуть этот праздник, при этом полностью изменив его суть. На Новый, 1936 год впервые после революции были устроены школьные елки, которые из рождественских превратились в новогодние. В срочном порядке были придуманы сценарии их проведения. Дед Мороз на этих праздниках появился еще через год. Не последнюю роль при выборе персонажа сыграли поэма Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Снегурочка» Островского. Впрочем, новый герой праздника, как и нынешний Дед Мороз, взял черты бывшего Рождественского деда, прототипом которого был святитель и чудотворец Николай Мирликийский, живший в III веке нашей эры в римской провинции Ликия.
«Слава в вышних Богу, и на земле мир…»
Но суть православного праздника осталась незыблемой.
О рождении Иисуса Христа повествуют два евангелиста Матфей и Лука, дополняя друг друга.
Иисус Христос родился в царствование императора Августа (Октавия), в эпоху того самого Гая Юлия Цезаря, в городе Вифлееме. В Римской империи, к которой тогда относилась и Палестина, как раз проводилась всенародная перепись.
У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам. При этом всякое колено и род имели свои города и праотеческие места. Поэтому Дева Мария и обрученный с нею праведный Иосиф, происходившие из рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести свои имена в список подданных кесаря.
Небольшой город был переполнен нахлынувшими со всех весей людьми. Святое семейство, не найдя места в городе, остановилось на ночлег в пустой пещере, куда в плохую погоду пастухи загоняли скот. Здесь и пришел в мир наш Спаситель. Первыми о рождении Христа узнали пастухи, сторожившие неподалеку стадо. Великую радость возвестил им явившийся ангел.
В это же время, по свидетельству евангелиста Матфея, с дарами к Богомладенцу шли волхвы (мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь мира. Путь им указывала необыкновенная звезда над Вифлеемом, воссиявшая в момент рождения Иисуса.
Царь Иудеи Ирод был крайне встревожен известием о рождении Иисуса, полагая, что это событие грозит его власти. Он попросил волхвов сообщить ему, где находится младенец. Но мудрецы, принеся новорожденному Спасителю в дары золото, ладан и смирну, получили откровение не возвращаться в Иерусалим. Ирод, обнаружив, что волхвы ослушались его, приказал казнить всех новорожденных младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Евангелие повествует, что Иосиф получил во сне предупреждение об опасности и успел уйти с Марией и Младенцем в Египет, где святое семейство находилось вплоть до смерти Ирода.
В одной из самых торжественных рождественских стихир повторяются ангельские слова из Евангелия от Луки: «…слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
Эта строка объясняет нам связь между событием Рождества, случившимся в Вифлееме, и его вселенским значением – с рождением Иисуса Христа все люди получили от Бога мир и прощение. Если, конечно, они будут строить жизнь по Его заповедям.