Пётр Первый повелел: газетам – быть!
Текст: Александр Лычагин
13 января – День Российской печати
В 1703 году 2 января (13 января по новому стилю) в Москве, в стенах Печатного двора, уцелевшего до наших дней (ныне в его зданиях размещается историко-архивный институт РГГУ), вышел первый номер русскоязычной печатной газеты. Озаглавлен он был так: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Царь Петр распорядился о начале издания в связи с тем, что видел необходимость в освещении событий Северной войны. Да и в духе общеевропейских тенденций. Но и о российских корнях события забывать не стоит – до этого в Москве 80 лет дьяками Посольского приказа для царей и приближенных готовились и читались вслух выпуски рукописной газеты «Вести-Куранты».
Тираж первых «Ведомостей» был небольшой, до 1500 экземпляров, да и выходили они от случая к случаю, но начало было положено. «Ведомости» переехали в Санкт-Петербург, а Петр Великий не только издал указ о начале выпуска газеты, он еще и статьи для нее писал. В XIX веке количество периодических печатных изданий измерялось уже сотнями, а в числе авторов были едва ли не все представители Золотого и Серебряного веков национальной литературы. Эпоху огромной массовости российская пресса пережила в 90-х годах ХХ века, когда на волне гласности и перестройки лучшие издания страны достигали тиражей в 20-30 миллионов экземпляров.
Увы, с развитием информационных технологий подобные рекорды стали невозможны, причем по всему миру. Тридцать лет назад электричка на Москву из Одинцово пестрела газетными страницами в руках пассажиров, а сегодня их заменили смартфоны.
Однако, как это ни удивительно в век высоких технологий, газеты продолжают выходить на бумаге. Причем даже в маленьких городах. Журналисты «НЕДЕЛИ», совершая поездки по стране, любят привозить в редакцию экземпляры такой местной прессы. Чем же эти издания берут своего читателя?
Прежде всего – близостью к нему. Центральные газеты редко пишут о проблемах, волнующих людей на местах, если только они не достигнут достаточно серьезных масштабов, чтобы попасть в поле их зрения. Интернет-сайты и сообщества в социальных сетях популярны, оперативны, но эфемерны. Порой исчезают, заменяются более популярными. А газеты – материальны, документальны, осязаемы. Подшивки хранятся в библиотеках, уходят в архивы. И нередко в архивы личные – много раз мы видели вырезки из местных газет в домашних фотоальбомах.
Что же думают о прессе наши друзья, с которыми мы ведем сотрудничество долгие годы?
Мы гордимся нашими одинцовскими поисковиками, ребятами, которые факты роют даже не в переносном, а в буквальном смысле, из-под земли достают реликвии боев битвы за Москву. Антон Кузнецов – не только их лидер, но и директор Краеведческого общества:
– Пресса для краеведов, поисковиков, историков, музейщиков не только давний и надежный партнер в важном деле популяризации знаний об истории и современности родного края. Это еще и значимый ретроспективный источник таких сведений, опубликованных в предыдущие годы, десятилетия и даже столетия.
Дружим с руководителями, журналистами и техническими сотрудниками местных печатных изданий очень-очень давно. В знаменательный день желаем неутомимости, стойкости и процветания.
Александр Рязанов, директор ГИЛМЗ А.С. Пушкина в Больших Вяземах:
– Пресса для музея дело очень важное. Сейчас, к сожалению, люди «уходят в интернет», там ищут источники информации, но для меня приятнее взять в руки газету, журнал, книгу. Это серьезно, это аналитика, это интересные статьи по краеведению, истории, пушкинистике. Музей подписывается на газеты, у нас очень много старых вырезок, мы их храним, они нам дороги. То, что происходило в 70-х, 80-х годах оказалось запечатлено для истории журналистами, фотокорреспондентами. Наши сотрудники публикуют в газетах свои статьи по материалам научных работ, и это тоже для них очень важно. Приятно видеть свой труд в печатном виде. Сокращение тиражей в последнее время, на мой взгляд, наносит серьезный урон культуре. Отношения наши с прессой самые добрые, и нельзя забывать о том, что для музея газеты – еще и афиша. Да, можно дать анонс о предстоящем событии в интернете, но если он будет подкреплен и в печати, людей придет больше, это мной замечено. То есть люди продолжают читать, и не только старшее поколение, но и молодежь. И это как раз наша общая с вами аудитория – те, кто читают, те, кто ходят в музеи. Кстати, раз уж представился такой случай поздравить журналистов с Днем российской печати, воспользуюсь им: приезжайте в гости! У нас много чего интересного появилось, открыли экспозицию эмалированных шкатулок, отреставрировали усадебное здание риги, очень старое, 18 века. Делаем реэкспозицию по эпохе Бориса Годунова и Петровскому времени, 25 января будет открытие и большая научная конференция, 31-е Голицынские чтения.
Начальник управления образования Одинцовского округа Ольга Ткачева (Кстати, именно учителя стояли у истоков появления местной прессы в начале ХХ века, когда в уездных типографиях начали издаваться газеты, такие, как выходивший с 1921 года в Звенигороде «Красный луч» — предтеча одинцовских «Новых рубежей». Авторами статей становилась интеллигенция — служащие железных дорог, телеграфисты, учителя):
— Профессия журналиста по-прежнему популярна у молодежи. Когда-то в школах работали кружки юнкоров — юных корреспондентов, выпускались школьные стенгазеты. Традиция сохранилась и поныне, а благодаря тому, что материальное оснащение школ за последние годы улучшилось, юным журналистам стали доступны средства мультимедиа, позволяющие делать даже собственные выпуски видеоновостей, радиопрограммы, вести страницы в соцсетях. В каждой школе есть свой медиацентр, освещающий деятельность «Движения первых» и жизнь школы. И получается у наших ребят очень неплохо, команда образовательного центра «Логос» награждена Союзом журналистов Подмосковья, как победитель регионального конкурса юных журналистов и команд школьных СМИ ЮН-МЕДИА.