«Заточек» под ЕГЭ нет и не может быть ни по одной дисциплине»
Текст: Георгий Янс
Календарный год только начался, но «НЕДЕЛЯ» уже несколько раз обращалась к школьной проблематике. Речь шла о ЕГЭ и ОГЭ, интегральной оценке. В какой-то мере неожиданно и в то же время настойчиво от некоторых депутатов Госдумы прозвучало требование об отмене ЕГЭ. Волноваться не стоит – в ближайшее время отмены экзамена не предвидится.
И все же, насколько необходим ЕГЭ даже в перспективе? Депутаты, журналисты в этом вопросе в значительной мере теоретики. Интересно же мнение тех, кто со школьными проблемами, в том числе и с ЕГЭ, сталкивается в ежедневном режиме. На эти темы решил поговорить с человеком, которого знаю и чьему профессиональному мнению доверяю. На вопросы «НЕДЕЛИ» сегодня отвечает директор учебного центра «Флагман» Алексей Поляков.
Его ответ про отмену ЕГЭ был ожидаем.
– На мой взгляд, на сегодняшний день у нас нет достойной альтернативы. К тому же любое нововведение должно пройти апробацию, на что требуется время.
Преимущество ЕГЭ в достаточно объективной оценке: при сдаче экзамена школьник показывает действительно те знания, которые у него есть. Кроме того, здесь свобода выбора: ученик сам выбирает те предметы, которые хочет сдавать на ЕГЭ. К недостаткам можно отнести высокую сложность заданий. Проблему вижу еще и в том, что, выбирая несколько предметов для сдачи ЕГЭ, многие старшеклассники сосредотачиваются конкретно именно на них. К другим предметам учебного плана если и готовятся, то достаточно посредственно. В результате страдает качество общей подготовки на уровне среднего общего образования, в том числе и общая культура выпускника. Но в целом ЕГЭ, на мой взгляд, система надежная и неплохая.

– Возможно, так оно и есть. Но учителя рассказывали мне, что уроки нередко заточены на подготовку к ЕГЭ. И вместо образования в широком смысле идет процесс так называемого «натаскивания».
– Не могу согласиться: образовательные программы у нас выстроены в соответствии с требованиями законодательства, «заточек» под ЕГЭ нет и не может быть ни по одной дисциплине.
– Если образовательные программы составлены таким образом, что ЕГЭ становится лишь финальной точкой в школьном процессе, возникает вопрос. Как объяснить, что практически все учащиеся 10-11-х классов занимаются на курсах или с репетиторами? Причем занятия как раз и заточены на подготовку к ЕГЭ.
– Во-первых, выпускник должен уметь правильно заполнять экзаменационный бланк, чтобы не допустить ошибок на ЕГЭ. Определенной технике заполнения бланков тоже необходимо научиться. При заполнении многие допускают ошибки. Компьютером эти ошибки квалифицируются как неправильные ответы. Из-за этого выпускник может недосчитаться баллов.
Во-вторых, общеобразовательная школа дает образование, предполагающее, что, окончив 11 классов, ученик проходит государственную итоговую аттестацию, сдает ЕГЭ, получает аттестат, не пользуясь никакими репетиторами. Думаю, наши выпускники, как и выпускники других школ, готовы к сдаче ЕГЭ без репетиторов. Вопрос в желаемом количестве баллов для поступления в вуз: 99-100 баллов или 50. Аттестат выдается и при тех, и при других баллах. Проблема в их количестве для поступления в намеченный вуз.
Проходные вузовские баллы различны. И очень большая конкуренция при поступлении на бюджет. Репетиторы пытаются помочь подготовиться таким образом, чтобы набрать максимальное количество баллов.

Вопрос заполнения бланков для меня из области абсурда. Какое отношение техническая ошибка имеет отношение к образованию? Если 16-17-летний подросток, фактически окончивший среднюю школу, должен еще специально обучаться заполнению бланков, то я могу предположить: а) школа за 11 лет не смогла обучить выпускника элементарным навыкам заполнения по сути банальных анкет; б) алгоритмы заполнения бланков настолько сложны и запутаны, что не под силу среднестатистическому выпускнику. Наверное, логичнее изменить технику заполнения этих пресловутых документов. Но в любом случае техническая ошибка не должна влиять на итоговую оценку уровня знаний. Поэтому у меня складывается впечатление, что репетиторы – это не про образование, а исключительно про баллы.
Следующая тема, которую мы обсудили с Алексеем Поляковым, касалась выпускников 9-х классов. Уже начала реализовываться инициатива о сдаче девятиклассниками только двух экзаменов ОГЭ, если они собираются поступать в колледжи или техникумы. Пока только экспериментально в ряде регионов. Московская область в эксперимент не вошла.
До разговора с директором «Флагмана» был убежден, что уменьшение количества экзаменов нужно, чтобы мотивировать школьников отдавать предпочтение средним специальным заведениям. Более того, мне казалось, и я писал об этом, что администрации школ всеми силами старались отправить детей в колледж, только чтобы не брать их в 10-й класс. Были даже конфликты с вмешательством прокуратуры.
К счастью, это не так. По крайней мере, совершенно обратная ситуация во «Флагмане».
– Я, честно говоря, удивлялся, когда узнавал, что в прошлом году были какие-то проблемы при приеме в 10-й класс, – говорит Алексей Поляков. – У нас такой проблемы нет. Покажу на цифрах. В прошлом году 9-й класс у нас закончили 490 человек, 330 человек ушло. Сейчас в 10-х классах 160 учеников. Многих из тех, кто принимает решение о продолжении образования в средних профессиональных образовательных организациях, мы как раз хотели бы видеть в 10-м классе.
Причин тут две. С одной стороны, для выпускников колледжей несколько иная ситуация при поступлении: если они поступают в профильный вуз, то выпускные экзамены в колледже становятся вступительными в институте. С другой стороны, средние специальные образовательные организации предлагают очень достойное обучение. Сейчас в наш Одинцовский техникум проходной балл 4,6-4,7.

Тему интегральной оценки вынесли за скобки – пока не ясно, что под ней понимать. Что это – комплекс еще нечетких критериев или средний балл. Подождем. Чиновники определятся, тогда и будет разговор.