Космонавт Елена Серова: «Самое сложное и самое главное – преодолеть себя»

Герой России, космонавт Елена Серова встретилась со школьниками в учебно-методическом центре для молодежи «Авангард» в Одинцовском округе.

Текст Ирина КОМЕЛЬ, фото из архивов «Авангарда» и «Роскосмоса»

Елена Серова – четвертая из пяти женщин-космонавтов в нашей стране. Ее космический полет в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-14М» и Международной космической станции длился практически полгода. Сегодня она – советник губернатора Московской области в ранге министра.

Космический выбор

Родилась Елена в Уссурийском гарнизоне на Дальнем Востоке. Отец занимался техническим обслуживанием самолетов, и дочь выросла в среде, связанной с авиацией. С родителями поменяла не один гарнизон по соседству с аэродромами.

«Мы со сверстниками знали всех космонавтов поименно, кто на каких кораблях и сколько времени был в полете», – говорит Елена, объясняя, почему выбрала аэрокосмический факультет Московского авиационного института.

После МАИ она значительное время работала в центре управления полетами при ракетно-космической корпорации «Энергия» в городе Королеве, где строятся пилотируемый корабль «Союз» и грузовой «Прогресс». И как только представилась возможность, подала заявление в отряд космонавтов.

Земляне в замкнутом контуре, как инопланетяне

Удалось успешно пройти все стадии отбора. А это не только тесты на соответствие параметрам по здоровью, подчеркивает Елена: «Например, одно из важных качеств космонавта – умение выстраивать ровные рабочие отношения со всеми членами экипажа. Ведь конфликт на космической станции означал бы конец программе и спуск экипажа на Землю».

Космический корабль и МКС – это пространство, где приходится находить общий язык со специалистами из разных стран. Во время экспедиции Елене Серовой довелось поработать с американскими, немецкими и итальянскими астронавтами:

– В бытовом плане мы разные. Но в замкнутом контуре главное – уважать чужое пространство и понимать, что каждый выполняет свою задачу. В выходные мы встречались за столом то «у них», то «у нас». Доставали все вкусное. Вместе смотрели фильмы. А в будни станция становилась общей рабочей площадкой. Некоторые работы планировались в американском сегменте, в европейском модуле. А зарубежные коллеги брали у нас отборы воды. Если замечали какие-то психологические моменты, в зависимости от ситуации старались либо подбодрить, либо не обращать внимания.

Космонавт – это вечный студент

– Часто меня спрашивают, неужели никогда не было страшно? Дескать, все же космос – не женское это дело. Ответить «Нет, не было» будет неправдой. Чувство самосохранения – это нормально. Но не терять присутствия духа, сорганизоваться в сложной ситуации, справиться и решить на отлично любую задачу помогает определенный склад психики и техническая подготовка. Все нештатные ситуации отрабатываются на Земле, и решения доведены буквально до автоматизма. Поэтому, когда у нас случилась утечка аммиака, экипаж действовал уверенно и быстро ее устранил.

Космонавтов готовят разносторонне. Они не только спортсмены, но и технари-инженеры, и ученые. Должны уметь починить на станции любое оборудование или заменить его, если по регламенту подошло время. Каждый член экипажа проводит в ходе полета эксперименты по различным направлениям. Во время нашей экспедиции их было более 60. Американских коллег удивили мои медицинские навыки. В бортовой лаборатории периодически проводились клинический и биохимический анализы крови членов экипажа, а результаты передавались дежурным медикам на Землю для контроля состояния их здоровья.

И всех удивил результат эксперимента с некоторыми видами бактерий и вирусов. Панели с одноклеточными организмами и паразитами разместили на поверхностной обшивке станции, чтобы посмотреть, как влияют на них различные негативные воздействия, в том числе излучение. После возвращения на Землю оказалось, что в космосе они не только не погибли, но даже сумели размножиться.

Спать, стоя в «маленьком шкафчике»

– В условиях невесомости многие привычные вещи становятся необычными. Спальная комната космонавта (или каюта) напоминает маленький шкафчик, хотя для личного пространства этого вполне хватает. В каюте есть иллюминатор. Перед сном можно взглянуть на Землю и увидеть, над ночной или дневной поверхностью летим. Иллюминатор можно задраить, чтобы солнце не слепило во время сна. Спальный мешок крепится на стену коротенькими стропами. Он не плотно прилегает к стене и может немного «ходить». Первый раз спала в космосе, когда на Земле уже было утро. Помню ощущение – зависла и уснула. Но со временем в неземной экспедиции начинает не хватать ощущения, что ты лежишь на кровати. И чтобы создать хоть какую-то иллюзию опоры, ребята часто притягивают себя резинкой к стене.

Чтобы ни один волос с головы не упал

– Необычно и космическое питание. Каши, супы, картофельное пюре хранятся в виде сублиматов в специальных пакетах. С одной стороны у пакета есть патрубок, через который можно содержимое пить. С другой стороны – заправочный клапан для воды, чтобы растворить сублимат. Сублимированные продукты удешевляют доставку и позволяют контролировать вес провизии. Мясные блюда, рыба и овощные смеси хранятся в виде консервов.

Помыться в космосе помогают гигиенические салфетки, пропитанные водой. Ими же моются и волосы. Я придумала альтернативную систему с использованием мыла. На станции «Мир», сведенной с орбиты, была баня, но признана нецелесообразной из-за трудоемкости уборки. Кстати, волосы в полете должны быть либо коротко острижены, либо плотно собраны. По всей МКС работают вентиляторы, системы жизнеобеспечения. Да и при закрытии люка попадание волоса может стать причиной его разгерметизации.

В качестве напутствия юным собеседникам Елена Серова пожелала никогда не сомневаться в своих силах: «Самое сложное и самое главное достижение в жизни – преодолеть себя».

Расскажите о нас в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *