От «не знаю» – снова к «не знаю» – тайны часто упрямы…
Текст: Георгий Янс
Удивительная история. Про чету Доброхотовых в интернете, который «знает всё», практически нулевая информация. Получается, что книга и сегодняшняя статья матушки Александры Авраменко – единственное, что мы знаем про них. Почему удивительно? Виктор Доброхотов – адвокат, работавший со знаменитым Федором Плевако, упоминается как автор доклада во Всероссийском земском союзе. Елена Доброхотова – актриса Малого театра не на последних ролях.
Надежда «маленьких открытий»
Зато есть неоднократные упоминания о двух других Доброхотовых, тоже адвокатах. Родственники, не родственники – неизвестно. Об актрисе вообще ни слова. Только архивные документы, приведенные в книге. Но это, как ни странно, не обескураживает. Внушает оптимизм сократовское «Я знаю, что ничего не знаю». Применительно к историческим исследованиям движение от одного «не знаю» к другому приводит к маленьким и нередко неожиданным открытиям. Ищешь одно, но находишь иное, не менее интересное. Со мной сегодня такого почти не случилось. Поэтому мой текст – комментарии к уже известному, но есть в нем и маленькие открытия.
Усадьба по цене однокомнатной квартиры
Известно доподлинно, что усадьбу в Перхушково адвокат Доброхотов приобрел за 7800 рублей – дом плюс более двух гектаров земли в 1910 году. Сегодня это стоило бы около восьми миллионов рублей. За эту сумму в том же Перхушково можно купить однокомнатную квартиру.

Доброхотовы были людьми обеспеченными. Валентин Павлович – присяжный поверенный (адвокат). Гонорар исчислялся от суммы иска или определялся судом. За одно выигранное дело он мог составлять и 50 рублей, и 1200.
К этому следует добавить, что Валентин Доброхотов являлся коллежским советником в табели о рангах. Весьма высокий чин, который соответствовал чину полковника.
Свой вклад в семейный бюджет вносила и Елена Доброхотова. По документам можно проследить, как росла ее актерская зарплата. Начинала она с 600 рублей в год, а уже через несколько лет дирекция императорских театров выплачивала ей 2100 рублей в год. Переведу на более понятный современный зарплатный язык – 175 тысяч рублей в месяц. Для сравнения – учитель гимназии тогда зарабатывал 128 тысяч рублей в месяц.
Как бы это было в романе
Усадьбу Доброхотовы приобрели через десять лет свадьбы. На момент заключения брака Валентину Доброхотову и Елене Благово было по 28 лет. Если для жениха 28 лет для начала семейной жизни вполне приемлемый возраст, то для невесты – скорее, редкость, чем правило. В те годы средний возраст девушек, выходивших замуж, составлял 21 год.
Кто знает, как и где познакомились молодые люди. Если бы я писал роман, то познакомил бы их в театре. Валентин увидел Елену на сцене и влюбился в нее с первого взгляда. Нет, лучше, со второго. А потом – цветы, походы за кулисы.
На самом деле об этом периоде есть всего два официальных документа. Заявление в дирекцию театров с просьбой выдать ей «надлежащее свидетельство для представления духовному начальству». Из заявления узнаем, что Валентин Доброхотов начинающий адвокат – помощник присяжного.
Второй документ – выписка из метрической книги о бракосочетании. Сухие строки метрики при общей скудости информации – бесценные факты о Доброхотовых.

Те самые маленькие, но удивительные открытия. Венчал молодоженов священник Петр Доброхотов. В священнической среде очень распространенная фамилия. Однофамилец, родственник? Скорее, родственник. И вот почему. Свидетелем со стороны жениха записан студент медицинского факультета московского университета Виктор Петрович Доброхотов. Рискну предположить, что Петр Доброхотов – родной брат Павла Доброхотова, отца Валентина. Навели на эту версию канонические имена – Петр и Павел. Следовательно, студент-медик – двоюродный брат жениха. О нем известно, что в 1911-1913 годы был главным врачом психиатрической больницы в Ставрополе.
Исторический «бонус» неприязни к писателю Андрееву
Документально неизвестно, был ли на свадьбе Анатолий Доброхотов, младший брат. Но зато на просторах интернета он достаточно раскрученный персонаж. Ему посвящена страница в Википедии. Родился в 1874 году, как и брат, окончил юридический факультет университета. Служил помощником присяжного поверенного. Но в итоге карьере адвоката предпочел занятия литературой.

Доброхотов писал детские, юмористические стихотворения, занимался публицистикой. Печатался в популярных журналах. По отзывам современников, поэтом и публицистом был так себе.
«Лирика Доброхотова являет собой пример эпигонского следования формам «гражданской поэзии»; «…автор надергал цитат и кусочков из разных сочинений, заявлений и манифестов и свалил все это в беспорядочную и пеструю кучу». А известность Анатолий Доброхотов приобрел своей публичной неприязнью к писателю Леониду Андрееву.
«Кто его выгонит, он же из уголовного розыска!»
Детали быта создают атмосферу времени. Повседневные хлопоты составляют значительную часть нашей жизни. Супруги Доброхотовы служили в Москве. Добирались в столицу, вероятнее всего, в собственном экипаже. Как коллежскому советнику, главе семьи полагались средства на содержание пяти лошадей.
До центра Москвы из усадьбы 32-33 километра. Средняя скорость конного экипажа – 15 километров в час. В среднем на дорогу туда и обратно уходило около пяти часов. До переезда в усадьбу Доборохотовы жили в центре Москвы, практически в шаговой доступности до места службы.
Меня удивил еще один факт, но ему все же нашлось объяснение. После революции с владельцами усадеб не церемонились. В лучшем случае лишившиеся имущества сами уезжали, в худшем – их выгоняли.
У Доброхотовых сложилось иначе. Семья прожила в усадьбе до 30-х годов. Потом их «уплотнили» (речь о детях Доброхотовых), и часть площадей дома была отдана под общежитие.

Объяснение, почему и после революции достаточно долго (12-13 лет) Доброхотовы прожили в своем доме, может заключаться в следующем. По утверждению родственников, после революции Валентин Доброхотов служил в уголовном розыске. Новые власти довольно охотно принимали на службу различных специалистов – банки, армия, правоохранительные структуры. В их числе мог быть и Доброхотов. Кто же посмеет выгнать из дома сотрудника уголовного розыска…