Помнить – значит понимать

Текст: Александра Авраменко

В прошлом номере «НЕДЕЛЯ» начала публикацию об истории старинной усадьбы Перхушково «Историческая магнитная аномалия», которая вызвала интересные отклики читателей. В одном из них упоминается, что еще в относительно недавние 1950-е годы все местные перхушковские жители называли усадьбу Доброхотов дом. Доброхотовы – последние владельцы имения, и их фамилия так и осталась в памяти этих мест.

С чего всё начиналось

Рядом с храмом среди зарослей кустарника и строительного мусора стоял заброшенный усадебный дом. В ржавых лесах и реставрационной сетке. Такое соседство вызывало смешанные чувства. С одной стороны, интерес: прихожане рассказывали про существование некоего подземного тайного хода между усадьбой и церковью, называли здание то «домом Яковлевых», то «Доброхотовским». Говорили, что в «барском колодце» самая вкусная вода, а на дне усадебного пруда до сих пор лежат ядра пушек 1812 года.

Вместе с тем возникала тревога: забор отстоял от церковного крыльца совсем уж близко. Мы наблюдали, как в соседнем заросшем дворе то полыхает сухая трава, то что-то отваливается от здания, то появляются странные недружелюбные личности. На наши робкие предложения помочь провести субботник перед Пасхой даже грозили ружьем. По ночам за заколоченными окошками горел свет, здание охраняли громогласные дворняги на цепи.

Время от времени приезжало начальство, после чего арендаторы обновляли реставрационную сетку на здании, и все оставалось по-прежнему. Отчаянные смельчаки проникали в усадьбу, фотографировали «для истории» фрагменты паркетных полов и печей с изразцами. Возрождение казалось невозможным, но все-таки оно осуществилось! Вот тогда ожили все рассказы сельчан про балы и артистов, про французов-захватчиков, про потомков Яковлевых, про общежитие колхоза. Его председатель Федор Письменов, фронтовик и член партии, также живший в усадьбе, вместе со священниками спасал храм от закрытия в 1960-е годы. Школьники отрабатывали в усадьбе «трудодни»: изготавливали торфяные горшочки для колхозной рассады. Было плохо с отоплением, чернила замерзали. Вместе с новыми семьями в усадьбе жили и потомки Доброхотовых, окна их комнаты на втором этаже смотрели на храм.

О чём мечтала «внучка барыни»

Благодаря работе над книгой по истории села открылись подробности жизни этой семьи. Уникальные фотографии усадьбы начала века – например, виды башни для хранения яблок и голубятни – были сделаны с колокольни храма. На них же видим декоративный прудик с островом посередине, величественную липовую аллею вдоль речки Медвенки. Фотографиями и документами поделилась внучка «барыни» Доброхотовой – Валентина Павловна Юдина. Всю жизнь она ратовала за восстановление дома, который ее семья приобрела у купцов Жилкиных в 1910 году. За год до воскрешения усадьбы и выхода книги по истории села Валентина Павловна умерла, не дождалась совсем немного.

Гостиная Малого театра

Бабушка Валентины Павловны – Елена Александровна Благово-Доброхотова по отцу происходила из древнего дворянского рода Благово. Ее дядей по материнской линии был храбрый офицер, герой обороны Севастополя и Крымской войны 1853-1856 годов, командир отряда лазутчиков Николай Алексеевич Бирилев. «В воздаяние за отличное мужество и храбрость» император Александр II наградил его орденом Святого Георгия 4-й степени и пообещал исполнить любую его просьбу. Николай Бирилев попросил императора не о должностях или материальных благах. Он попросил дать образование десяти его сестрам. Так, благодаря брату, все они окончили Институт благородных девиц.

Одна из сестер, Анна Алексеевна Бирилева, и стала матерью Елены Александровны Благово. Строгие нравы, царившие в семье, не допускали для дочери возможности пойти в актрисы. Но вопреки воле родителей, Елена Александровна поступила на драматические курсы Императорского Московского театрального училища к знаменитому режиссеру и педагогу Александру Ленскому. После их окончания в 1897 году ее приняли в труппу Нового Малого театра, где она выступала под псевдонимом Анненская и значилась артисткой первого разряда. Режиссеры ценили ее талант, считали «очень даровитой».

В 1900 году Елена Александровна вышла замуж за Валентина Павловича Доброхотова, выпускника юридического факультета Императорского Московского университета. Он работал в Московской городской коллегии адвокатов под началом знаменитого Федора Плевако, стал успешным адвокатом и получил чин коллежского советника. В 1910 году Валентин Павлович приобрел для семьи бывшую усадьбу Яковлевых в селе Перхушково. Елена Александровна с присущим ей энтузиазмом принялась восстанавливать свой новый дом: именно тогда была заменена колоннада портика второго этажа, проведен ремонт внутренних помещений. Просторная гостиная на втором этаже стала местом встреч с друзьями и коллегами-артистами, приезжавшими из Москвы в экипажах. В гостеприимном имении проходили светские вечера, домашние спектакли, репетиции и импровизации труппы Малого театра.

Елена Александровна пользовалась любовью и уважением жителей села, о которых заботилась и помогала в нуждах, в каждый крестьянский дом покупала к праздникам подарки. В 1918 году, когда разразился вирус «испанки», она вместе с другими артистами ухаживала за больными, над которыми шефствовал Малый театр.

У Валентина Павловича и Елены Александровны было двое сыновей – Александр и Павел. До покупки усадьбы в Перхушково семья жила в Москве на Никитской улице. Дети получили хорошее образование, унаследовали от родителей любовь к театру.

Елена Александровна Доброхотова скончалась в 1924 году. Провожая барыню в последний путь, жители села искренне горевали. Валентин Павлович после революции работал в Московском уголовном розыске, скончался в 1930 году и был похоронен рядом с супругой. К сожалению, могилы их заросли бурьяном и были утрачены. Но добрая память о них жива.

Иллюстрация: Екатерина Санникова

Расскажите о нас в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *