Предназначение мошенников – истребить доверчивость

Текст: Георгий Янс

Телефонное мошенничество за короткий срок из экстраординарного происшествия стало прозой нашей жизни. Если что и будоражит умы сограждан, так это космические суммы, добровольно отданные жуликам, – 100, 200 миллионов рублей. И часто вопрос к тем же пенсионерам от нас, обывателей: не почему отдали, а откуда взяли столько денег? На нажитое непосильным трудом совсем не похоже. Пожалуй, и следственные органы может заинтересовать происхождение подобных «состояний». Но речь сегодня не об этом.

В МФЦ – очереди обманутых

Но даже за вычетом денег пенсионеров-миллионеров цифры украденного выглядят удручающе и угнетающе. В 2024 году сумма ущерба от дистанционного мошенничества в России увеличилась на 36 процентов, составив 200 миллиардов рублей. Есть в уплывших из личных запасов в чужие карманы и «вклад» жителей Одинцовского округа.

Заместитель директора Одинцовского МФЦ Юлия Строкова

По словам заместителя директора Одинцовского МФЦ Юлии Строковой, с этой проблемой в МФЦ обращаются до 20 человек в день. Возраст потерпевших – в основном от 40 лет и выше. Мошенники представляются телефонной компанией, Пенсионным фондом, медицинской организацией, Госуслугами, банками, предлагают различные билеты. Восстановив свои данные на Госуслугах, заявители нередко в личном кабинете видят кредиты, которые взяли от их имени, и доверенности на получение денежных средств.

«Да ты, похоже, не дурак!»

Надо признать, что мошенники весьма изобретательны во все новых и новых «ловушках», но не отказываются и от проверенных схем. Стали «пристреливаться» и к нашей журналисткой братии. Но мои коллеги в «Одинцовской НЕДЕЛЕ» оказались или бдительны, или оперативны, когда поняли, что их обманули. Вот несколько наших историй.

«Я был в редакции, когда мне позвонили. Вам, дескать, полтора года не засчитали в трудовой стаж, придите разберитесь в МФЦ. Мы вас сейчас запишем на очередь в удобное время, только номер очереди сообщите. Приходит смс с Госуслуг. Я им – да, как же, сейчас я вам скажу очередь! Совсем меня за дурака держите? А мне в ответ – нет, выходит, вы совсем не дурак».

«Удочка» из Африки

«В середине дня мне поступил звонок с незнакомого номера. Я была на работе, ответила. Человек представился сотрудником почты. Сказал, что на имя моего мужа есть заказное письмо из налоговой службы. Дальше пошли уточняющие вопросы: куда прислать его, на какой адрес, кто заберет. И в конце нашего диалога «контрольный выстрел»: «Сейчас придет код, назовите цифры». Я машинально их назвала, тут же поняла, что сделала, и сбросила звонок. Мы поговорили примерно минуту, и после этого мне начали звонить с номера, зарегистрированного где-то в Африке.

Стали сыпаться сообщения, чтобы я подтвердила намерение взять кредит. Сообщения из разных банков. Буквально за пятнадцать минут я доехала до ближайшего МФЦ и сменила пароль Госуслуг. А дальше написала заявление в полицию. С тех пор вроде все нормально, никаких звонков».

«Сейчас и закодируем ваши ключики»

Последняя история приключилась с близкими знакомыми нашей журналистки. «Маме подруги поступил звонок на телефон якобы из управляющей компании. Сказали, что завтра будут менять двери в подъезде. Спросили, сколько магнитных ключей ей заказать. Она ответила, и ей предложили заказать еще запасные, ведь бесплатно. Далее сообщили, что у каждой квартиры теперь появится свой код от домофона, общего больше не будет. Сейчас код придет вам на телефон. Пришел? Назовите его, пожалуйста, чтобы закодировать ваши магнитные ключи. И только после того, как женщина продиктовала цифры, она все поняла. Причем разводилы тут же, не положив трубку, стали говорить между собой о блокировке ее на Госуслугах, стоимости недвижимости, которая на ней значится, назвали адрес, ФИО. Все – почти скороговоркой. Подруга мамы бросила трубку, сразу попыталась войти в Госуслуги. Но войти не смогла – пароль уже поменяли.

Сто раз предупреждены, но все равно попадаемся…

Кто виноват, понятно. Но что же делать? Рекомендации от Юлии Строковой, заместителя директора МКУ МФЦ:

– Чтобы не попасться на крючок злоумышленников, важно соблюдать несколько правил. В частности, при подозрительных звонках стоит сразу же завершать вызов и самостоятельно перезванивать в кредитные организации для уточнения информации. При этом важно помнить, что даже банковским сотрудникам нельзя называть персональные коды из СМС, CVV/CVC код с обратной стороны карты, а также логин и пароль от входа в личные кабинеты мобильного и интернет-банка.

При звонке по видеосвязи в мессенджере и просьбе разрешить демонстрацию экрана смартфона, стоит незамедлительно завершить разговор. Если же звонят из МВД и других госорганов и сообщают, что средства на счетах находятся в опасности, разговор тоже следует прервать.

Если мошенники представляются сотовым оператором и говорят «о продлении сим-карты», не стоит их выслушивать. Лучше перезвонить своему оператору и уточнить информацию.

Если вам пишет знакомый или родственник в мессенджере с просьбой одолжить деньги и указывает номер карты или вам пришло голосовое сообщение с подобной просьбой – не торопитесь совершать перевод, перезвоните ему на телефон и уточните, действительно ли он направлял такое сообщение.

Советы полезные, но часто становятся бесполезными – в одно ухо влетает, в другое вылетает. Поэтому банки самостоятельно блокируют переводы с карты на карту.

Государство в свою очередь позаботилось о том, чтобы слишком внушаемые люди не спешили брать кредиты. Госдума 13 февраля 2025 года приняла закон о периоде охлаждения между подписанием договора по кредиту и получением заявленных средств. Это значит, что кредитор переведет деньги только через несколько часов или дней после подписания договора. Закон не распространяется на кредиты до 50 тысяч рублей и вступит в силу только с сентября. Остается надеяться, что до осени (а впрочем, без ограничения по времени!) мы научимся не попадать под изощренный «гипноз» тех, кто так ловко нас дурачит.

В общем, как у Юлиуса Фучика: «Люди, будьте бдительны!»

Расскажите о нас в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *