Юрий Воробьев: «Убеждён, что Россия станет лучшей страной в мире по всем показателям»

Заместитель председателя Совета Федерации РФ, Герой России Юрий Воробьев провел не совсем привычное интервью – вопросы ему задавали не представители прессы, а молодые бойцы, воспитанники учебно-методического центра «Авангард» в Одинцовском округе. «Встреча с героем» – под таким девизом состоялась беседа Юрия Леонидовича с курсантами.

Текст Евгений КАТЫШЕВ, фото Евгения ДЁМИНА

Началось общение с того, что гость центра кратко рассказал о своем жизненном пути, юношеских мечтах, о работе на различных постах, своей семье. Затем любой желающий смог задать Герою России вопрос, и к микрофону в зале выстроилась очередь. Беседа длилась около полутора часов. Несмотря на то, что для спикера на сцене было приготовлено кресло, сенатор всё это время общался с аудиторией стоя. «НЕДЕЛЯ» публикует наиболее интересные фрагменты беседы.

– Юрий Леонидович, очень интересно, за что вы удостоены звания «Герой России»?

– Самый сложный для меня вопрос. Находясь на службе в МЧС, мы с коллегами провели множество спасательных операций. Работали на всех континентах – и в Европе, и в Азии, и в Африке, и в Америке. Спасение людей нередко связано с риском для жизни. Не я принимал решение о присвоении этого звания, а Коллегия министерства и Президент страны. Всего за время моей службы в МЧС 6 человек были удостоены золотых звёзд Героя России, к сожалению, трое посмертно. Я принадлежу к послевоенному поколению, нас воспитывали на примерах героев Великой Отечественной войны, подвижниках трудового фронта. А вот некоторые молодые люди даже не слышали о том, какой подвиг совершил Александр Матросов. И это печально. Сейчас в зоне СВО наши воины проявляют мужество и отвагу. Надо знать своих героев.

– Как воспитать сына, чтобы он в перспективе стал губернатором?

– Приемов воспитания много: от ремня (смеется) до личного примера. Если сын поймет, что отец поступает правильно, он будет стремиться во всем ему подражать. А еще молодых людей очень хорошо воспитывает армия. Мой старший сын Андрей в конце 80-х годов проходил срочную службу в Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского внутренних войск МВД СССР (ОМСДОН). Кто не знает, это было очень неспокойное время со многими горячими точками на карте страны. Андрей принимал участие в операциях по наведению конституционного порядка в Баку, Ереване, Коканде и Фергане. Так что благодаря армейской службе мой сын приобрел отличную мужскую закалку.

– Тяжело ли вам было служить в МЧС?

– Да, трудностей хватало. Особенно в первые годы становления ведомства. Ведь когда мы начинали, не было ни специалистов, ни учебников, ни опыта, ни серьезной материально-технической базы.

Спасателей бросали на самые серьезные участки. Это и стихийные бедствия, и техногенные аварии, и пожары, и места, где были совершены теракты. Но мы учились. Порой на ошибках, из которых делали выводы. Передавали опыт молодежи. Кстати, первые десять лет службы я ни разу не был в отпуске. Обстановка не позволяла.

– Какой совет вы бы дали нынешней молодежи?

– Все в этой жизни достигается трудом. Проще всего бросить задуманное, обосновав это какой-либо «веской» причиной. А надо стараться, несмотря ни на что, доводить начатое до конца. Ставить перед собой цель и достигать ее.

– Если бы сейчас не было МЧС, кто бы занимался его функциями?

– Армия. Впрочем, так оно и было в советские времена. Вот примеры. Авария на Чернобыльской АЭС. Кого туда направили в первую очередь? Военных. Страшное землетрясение в Армении – то же самое. Но у Вооруженных сил задачи-то иные. В первую очередь – защита Отечества от внешних угроз. И к спасательным работам военные в ту пору не были достаточно подготовлены. Из-за непрофессионализма солдат и офицеров были жертвы как среди военнослужащих, так и среди гражданских. Многих попросту не смогли спасти, допустим, вытащить из-под завалов. Может быть, эти факторы и послужили поводом для создания специального ведомства, которое бы профессионально занималось спасением людей, ликвидацией последствий различных катастроф.

– Я знаю, что в молодости вы увлекались игрой в хоккей. Какой любимый клуб? За кого болеете?

– ЦСКА! Дружу со многими игроками и ветеранами этой команды.

– Были ли у вас ранения, связанные со службой в МЧС?

– Да, были. Но, к счастью, незначительные. Впрочем, однажды случилось довольно серьезное отравление угарным газом.

– Есть ли у вас свободное время? Если да, как вы его проводите?

– Конечно, есть! Правда, его не очень много. Люблю проводить встречи с молодежью. Вот как раз у меня сейчас свободное время. На Вологодчине в кадетской школе «Корабелы Прионежья» учатся как ваши ровесники, так и помладше. Прием в школу ведется с пятого класса. Я взял на себя ответственность принимать участие в воспитании этих кадетов. Помогаю им, чем могу.

А ещё в свободное время я люблю рыбачить и охотиться. Непосредственное общение с природой даёт прекрасный заряд. В молодости занимался различными видами спорта. До сих пор катаюсь на горных лыжах. Стараюсь поддерживать физическую форму.

– Назовите главные качества, необходимые спасателю?

– Работа спасателя – романтичная и благородная, но в то же время трудная и опасная. Наверное, главное качество человека, нашей профессии – любовь. Любовь к Родине, к своему делу, к людям, к природе. Именно любовь дает человеку силы, именно она побуждает спасателя рисковать здоровьем и жизнью ради спасения людей, в большинстве случаев – незнакомых.

– Каким вы видите будущее России?

– У нас самая большая и самая прекрасная страна. Уверен, она станет самой процветающей в мире по всем показателям. Абсолютно в этом убежден. И сделаете это вы, ваши дети, ваши внуки. Для этого есть все условия. Единственное чего нам ещё не хватает, это воспитательной работы с молодёжью. Но этот пережиток 90-х, уверен, будет исправлен. И мы, старшее поколение, должны вложить в вас основы, благодаря которым вы добьетесь, чтобы наша страна стала лучшей в мире. Молодежь обладает огромным потенциалом. Уверен, и вы будете стараться для достижения этих целей. Вот, к примеру, этот центр «Авангард». Каждый из вас, побывав здесь, приобрел опыт, новые знания, возможно, и мечту. А мечтать не просто нужно, а необходимо. Неважно какую стезю вы изберёте в будущем. Главное, быть патриотами своей страны. И всё получится!

– Какие профессии будут, по вашему мнению, в ближайшем будущем самыми востребованными?

– Учитель, врач и военный – вот главные профессии. Есть, конечно и другие специальности. Они тоже очень востребованы и важны. Но в зависимости от роста технологий они будут постоянно меняться, а может быть, и исчезнут.

– Ходят слухи, что рассматривается вопрос об увеличении срока действительной срочной военной службы до двух лет. Что вы скажете по этому поводу?

– Я такого не слышал. Верховный главнокомандующий, наверное, тоже. Официальных запросов в парламент не поступало. Так что СЛУХИ ни подтверждать, ни опровергать не буду.

– Как вы стали спасателем? И если можно, расскажите о каком-либо случае из вашего опыта.

– До 1990 года профессии «спасатель» не было как таковой. А в конце 80-х годов прошлого столетия произошло много трагических событий. Правительство задумалось над идеей создания специализированной службы, которая могла бы заниматься всеми этими вопросами. И в декабре 1990 года было принято решение создать корпус спасателей. Спустя полгода новое ведомство возглавил Сергей Шойгу. Он позвонил мне в Красноярск и предложил работу. Я понимал, что дело это ответственное, а главное – очень востребованное для людей. И согласился. Начинали фактически с нуля, не было ни опыта, ни научной, ни нормативно-правовой базы, ни специалистов. По крупицам накапливали какие-то знания. Изучали опыт военных, космонавтов, моряков. Анализировали спасательные операции иностранных государств. Это была сложная работа. Но она себя оправдала. Нынешнее министерство по чрезвычайным ситуациям – серьезное ведомство с большим опытом. Сегодняшний спасатель – это высококвалифицированный профессионал своего дела. Это человек, обладающий не только знаниями, навыками и умениями, но еще и лучшими моральными качествами.

Теперь об одном из запомнившихся мне случаев, хотя таковых было очень много. 1991 год, ЧП под Ереваном, пожар на военных складах. Высота – более тысячи метров над уровнем моря. Боеприпасы начинают взрываться. Перед нами поставлена задача: потушить арсенал. Я связался с руководителем противопожарной службы России: «Как действовать»? Получаю ответ: «Никак. Очень опасно. Пусть все, что можно, взорвется, а вот потом тушите». Но приказ есть приказ – тушить надо. Но как? Возникла идея – с воздуха. Позвонил в КБ Ильюшина, объяснил ситуацию. А тамошние конструкторы и инженеры как раз разрабатывали специальный самолет, предназначенный для ликвидации пожаров. Они и выделили воздушное судно. Сбросили сверху тонны воды, и пожар был ликвидирован. Невзорвавшиеся боеприпасы обезвредили саперы.

– Наверное, каждый человек испытывает страх в той или иной ситуации. А у вас возникало это чувство?

– Конечно! Страх – естественное чувство, которым нас одарила природа. Стесняться этого не надо. Вопрос в другом: как преодолеть страх, взять себя в руки? Справитесь с этой задачей – будете победителем.

– Что вы считаете самым важным в работе руководителя?

– Принять правильное решение и взять на себя ответственность за это. К сожалению, бывает, и нередко, что в этом случае приходится чем-то жертвовать. Поэтому надо серьезно взвешивать все «за» и «против».

– Есть ли государственная тайна, которой вы могли бы поделиться с нами?

– Тайна, если ею можно поделиться, уже не тайна.

Завершая свое выступление, Юрий Леонидович напутствовал курсантов: «Мечтайте, претворяйте задуманное в жизнь. Гордитесь своим Отечеством, цените свою команду. Только через труд вы достигнете больших результатов».

После окончания встречи многие курсанты изъявили желание сфотографироваться с именитым гостем или просто пожать ему руку.

Расскажите о нас в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *