Урок бывалым коммунальщикам от «зелёных активистов»

В Одинцово председатель Ассоциации общественного контроля в сфере обращения с отходами Московской области Лилия Белова провела экологический урок для работников сферы ЖКХ. «НЕДЕЛЯ» решила разобраться, чем обернулась для жителей округа «мусорная» реформа.

Текст Александр ЛЫЧАГИН, фото автора и из Сети

Синий против серого

В 2017 году Подмосковье для работы с мусором выбрало систему двух баков. Звучит просто: в серый бак нужно складировать пищевые отходы плюс те, что вызывают брожение, гниение. Они самые смердящие, привлекающие насекомых, птиц, животных. А в синий бак – все остальное, кроме пищевых отходов. В Московской области построено 11 комплексов переработки отходов, позволяющих рассортировать из синего бака все, что может пойти на вторсырье. Рабочие сами выбирают, что перерабатывается, а что нет.

Серый бак предназначен для образования такой полезной фракции, как компост под воздействием бактерий. Компост годится для удобрения газонов, клумб, лесопосадок. Отходы идут в дело, уменьшая объем захоронения и зловоние. Все подряд скидывать в серый бак нельзя.

Изначально идея раздельного сбора мусора в разные баки была такова: за вывоз пищевых отходов серого бака взимаются деньги, входящие в тариф. А все, что попадает в синий бак и идет на переработку, вывозится бесплатно. Но, увы, на деле все далеко от первоначального замысла.

Ассоциация лоббирует вопрос полностью бесплатного вывоза перерабатываемых отходов для тех управляющих компаний, которые в синие баки складывают чистое вторсырье. Это может заинтересовать жителей в раздельном сборе, чтобы количество синих баков начало возрастать, а серых – уменьшаться. А раз мы за синие не платим, значит, и тариф должен уменьшаться. Однако мы видим реалии сегодняшнего дня – на мусорной площадке четыре контейнера, три из них заполняются несортированными отходами, один – пластиком. В то время как идея «мусорной» реформы предполагала, что соотношение будет обратным: три – перерабатываемыми отходами, один – пищевыми.

«Мегабак» для семейного бюджета

У многих рано или поздно возникает необходимость избавиться от крупногабаритного старья. Есть организации, которые готовы его забрать, достаточно сообщить адрес. Что-то просто вывезут бесплатно, старую мебель – за небольшие деньги с учетом этажности, а, например, за чугунную ванну или металлическую дверь, востребованные на рынке отходов, заплатят и самому хозяину. Свою роль в утилизации крупногабаритных предметов играет и проект «Мегабак».

Лилия Белова

Лилия Белова является одним из его руководителей. В Одинцово для «Мегабака» был выделен земельный участок у дома № 32 по улице Зеленой, и с 2022 года началось строительство площадки. Сейчас сюда можно привезти 12 различных отходов. В области таких площадок 60, на 24 из них отходы принимаются за деньги по четырем фракциям: металл, пластик, электробытовые отходы и макулатура.

Исследование показало, что сдача отходов в «Мегабак» способна принести среднестатистической семье пять-шесть тысяч рублей в год. Справедливая прибавка за выгоду переработки. Казалось бы, не так много граждан сознательно и ответственно относятся к проблеме мусора, и все же «Мегабак» пользуется популярностью. Плюс возможность отдельно оставлять крупногабаритные отходы, чтобы не превращать контейнерные площадки возле дома в загромождающую свалку.

Экопункт возле дома и школы

В Московской области работает около 600 экопунктов. Их число предполагается довести до 900. Они стоят в общественных местах, а некоторые даже при школах.

Что принести в экопункт? Алюминий можно сдавать на переработку бесконечно – у него нет усталости, и этот металл необходим не только в авиационной и автомобильной промышленности. Черный металл «устает» уже на седьмом-восьмом цикле переработки, теряя прочность, но и он служит вторсырьем. Пластик перерабатывается до восьми раз, и сегодня он идет даже на спортивную одежду. Стекло – бесконечно. Заводы принимают его охотно, но жалуются, что часто оно загрязнено.

Ряд экопунктов ориентирован на работу с текстилем. Одинцово – один из лидеров этого направления. Причина, по которой текстиль выделен в отдельную категорию, – технологическая. Нити изделий попадают в механизмы, и линия переработки останавливается. А ремонт дорогой и сложный. Текстиль тоже может перерабатываться, но на другом оборудовании. Цена такого сырья доходит до 700 рублей за килограмм.

К слову, про многоразовые сумки. На сегодняшний день четыре предприятия в Московской области перерабатывают одноразовые пакеты, делают из них малые формы, лавочки. Одно из них работает в Одинцово. Общественная кампания «многоразовая сумка» вносит свой вклад в защиту окружающей среды. В какой-то мере это пропаганда советской «авоськи», которая снова становится рациональной и даже модной.

Сэкономленные миллионы в отдельно взятом доме

Олеся Новикова, управляющая ТСН «Маковского, 20», рассказывает о парадоксах раздельного сбора мусора.

Олеся Новикова

– Это шикарная штука, с учетом того, что наш дом, один из немногих в округе, работает с регоператором по фактическому вывозу мусора. Сколько баков вывезли – на такое количество они и выставляют счет. В других домах в платежном документе в столбце «объем потребления» по услуге «обращение с ТКО» указывается тот объем, на который ежемесячно начисляется плата. Объем потребления рассчитывается следующим образом: тариф, утверждаемый правительством региона, умножается на объем накопления (0,114 куб. м на кв. м), умножается на общую площадь квартиры и делится на 12 месяцев. В среднем получается, что квартира платит где-то порядка 11 рублей за квадратный метр в месяц. Умножайте на площадь каждой квартиры – вот вам сумма расходов.

А так как мы договорились о вывозе мусора по факту, наша оплата составляет порядка пяти рублей с метра в месяц, то есть в два раза дешевле. Когда шесть лет назад пришел новый регоператор, мы внимательно прочитали предлагаемые условия, и они оказались для нас вполне приемлемыми. В доме не должно быть мусоропровода или он закрыт, на общем собрании жильцов надо принять решение о раздельном сборе мусора и утвердить точки его сбора, а в регионе, где работает регоператор, также налажен раздельный сбор отходов. Мусорная камера у нас была закрыта изначально. Еще при вводе дома в эксплуатацию жильцы решили тараканов и крыс не разводить, а выносить мусор на контейнерную площадку. Мы камеру открыли и утвердили точкой сбора и накопления ТКО. После этого заключили договоры на вывоз разных видов отходов: пластика, стекла и картона. Причем с несколькими организациями, а не с регоператором, и я поясню, почему. У нас стоят отдельные баки под каждый вид отходов. Отдаем мы собранное бесплатно, поэтому ведущие вывоз фирмы заинтересованы в сотрудничестве, опустошают контейнеры вовремя. Они отправляют рассортированное на переработку по своим каналам, но уже с ценой. Им выгодно, и нам хорошо. Регоператор тоже готов был вывозить такие отходы, но при этом за деньги, как обычный мусор. Это выглядит абсурдом – как же тогда простимулировать граждан собирать мусор раздельно, если за его вывоз придется платить те же деньги, как за несортированный? Вот и не горят люди желанием зря терять время. Есть, конечно, сознательные, с экологическим образом мышления, но их не так уж много, к сожалению.

А у нас жильцы сортируют, исходя из соображений экономии: чем больше мусора уедет от нас бесплатно в переработку, тем меньше придется заплатить по квитанции за оставшийся. Это очень хороший стимул – лучше денег в нашей жизни пока ничто не мотивирует. Если бы регоператор не брал деньги за вывоз отсортированного мусора, «сознательных» домов, как наш, становилось бы больше, а система раздельного сбора заработала бы в полную силу. Мы в год экономим на вывозе мусора по нашему дому более миллиона рублей. За минувшие шесть лет нашего «эксперимента» экономия составила (я подсчитала) 7,2 миллиона.

Личный опыт – от благих намерений к пессимизму

Александр Лычагин

Два года назад я сделал из деревянных поддонов контейнер для пластиковых бутылок в своем СНТ. Купил пресс для сжатия: скручиваешь пробку, вставляешь бутылку, жмешь на рычаг, бутылка сжимается, пробку накрутил, чтобы бутылка не распрямилась обратно, и объем получается значительно меньше. Можно и без пресса – наступил на бутылку, закрутил пробку. Если такие объемные бутылки не попадут в общий мусор, платить за вывоз воздуха СНТ будет меньше, это выгодно. Бутылочный пластик можно отвезти в Одинцово, в фирму, где его принимают по цене 15 рублей за килограмм.

Вроде нашлись и единомышленники, дело пошло. И быстро столкнулось с прозой жизни. Бутылки сжимали немногие, и мне приходилось делать это самому. Трудоемкий процесс, но это еще полбеды. Хуже, что в самодельный контейнер начали кидать обычный мусор. Причем вопреки предупреждающим табличкам, что собираем только бутылочный пластик. В чате СНТ я много раз писал о проблеме – без толку. Моего терпения на разбор хватило на полтора года. Контейнер тоже стал разваливаться, и я его убрал.

Попытался найти фирмы по вывозу пластикового сырья. Оказалось, что это не столько экологи, сколько коммерсанты. Одни контейнер ставили сами, но требовали за вывоз пластика денег, не задумываясь о том, откуда мне их взять. Вторые предлагали контейнер у них купить, и чтобы грузил наш грузчик. При этом оплаты с их стороны – никакой. Как заработать хотя бы на контейнер и грузчика, непонятно. Третьи предлагали приезжать и забирать пластик, и даже оплатить его, но только при условии, что у нас его окажется много – килограмм 300. Но ПЭТ бутылки легкие, за два месяца у нас собиралось их примерно 20 килограммов. В общем, благая идея разбилась о камни российских реалий.

Сейчас прессуем бутылки только своей семьей. Оценив уровень культуры сограждан и бизнеса, «пребываю в пессимизме». Хотя теплится надежда, что постепенно все наладится, через воспитательные усилия школ, через работу энтузиастов из общественных движений типа «Собиратор», через административное содействие власти и поддержку СМИ.

Расскажите о нас в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *