Открывая «жёлтую дверь»: подростковые игры, которые тревожат психологов

Российские школьники увлеклись игрой «Красная дверь, желтая дверь», в процессе которой дети якобы входят в транс.

По правилам для участия требуются всего два человека, рассказывает Москва24. Первый выступает в роли «объекта»: он ложится ко второму, «проводнику», на колени, закрывает глаза и поднимает руки, чтобы его ввели в транс. Погружение происходит за счет массажа висков и повторения фразы: «Красная дверь, желтая дверь, дверь любого цвета… Если вы видите дверь, опустите руки».

Войдя в нужное состояние, «объект» ждет дальнейших указаний от «проводника». В основном школьника просят описать дверь, перед которой он оказался, и войти в нее. И если «объект» попадает в комнату, где есть человек, животное, часы или зеркало, его будят, похлопывая по лицу. Если не сделать этого, участник якобы больше не сможет вернуться в сознание.

Опасен ли новый тренд, «НЕДЕЛЯ» разбиралась вместе с Верой Никишиной, директором Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета Минздрава России, доктором психологических наук, профессором.

Вера Никишина

— Стоит ли считать игру новым способом времяпрепровождения подростков?

— Подобные активности в интернете — это современные версии игр, существовавших десятилетия назад. Они служат способом формирования групповой принадлежности: участники игры ощущают себя «своими», в то время как те, кто не вовлечён, — «чужие». Таким образом, мы имеем дело не с принципиально новым явлением, а с адаптацией уже известных моделей поведения.

— Что происходит с психикой ребенка во время игры?

— Психологическая основа подобных игр строится на механизмах подражания и самовнушения. Подражание способствует быстрому распространению игр, а самовнушение усиливает их привлекательность за счёт ритуалов: определённых действий, поз, взаимодействия с «проводником». Эти ритуальные элементы направляют ход игры, формируя яркие образы, легко воспринимаемые подростковым сознанием.

Символика двери — открытой или закрытой — вызывает сильные ассоциации и играет значимую роль. Подростковый эгоцентризм, стремление быть уникальным также подпитывает интерес к таким играм. Возможность без особых усилий показать свою «исключительность» через имитацию необычных состояний делает игры особенно заманчивыми. Подростки делятся впечатлениями, хвастаются, укрепляя популярность подобных развлечений.

— Насколько игра опасна?

— Опасность этих игр заключается прежде всего в способе и частоте их проведения. Некоторые ритуалы, например массирование висков или области глаз, могут вызвать нежелательные побочные эффекты. В ряде случаев они способны активизировать скрытые психические состояния у подростков.

Одним из наиболее распространённых эффектов является фиксация на определённых сигналах, которые могут впоследствии вызывать навязчивые состояния.

Примером может служить условие выхода из игры — появление таинственного образа, например человека в чёрном. Чем эмоциональнее и внушающе подаётся этот образ, тем выше вероятность, что впечатлительный подросток продолжит воспринимать его за пределами игры.

Если этот образ выходит за рамки игрового контекста, он может приобрести патологический характер — например, перерасти в псевдогаллюцинации или навязчивые идеи. При повышенной психической чувствительности подростка существует риск развития поведенческих или психических расстройств.

Фото: 123RF/deltaart

Расскажите о нас в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *