Как живёт и о чём мечтает 150-летнее Голицыно

12 сентября Голицыно празднует День города – ему исполняется 150 лет. Эти годы вместили в себя немало интересного по меньшей мере из двух эпох – России императорской и советской.

Подготовил Александр ЛЫЧАГИН

Будущий город начинался как престижный дачный поселок. «Инвесторами» выступили сами владельцы местных лесов князья Голицыны, решившие с выгодой преобразовать лесные угодья в загородную недвижимость состоятельных московских господ. В советское время Голицыно стало рабочим поселком, а здешние дачи облюбовали представители творческой интеллигенции. Известно Голицыно и кустарными промыслами начала ХХ века – артелью лозоплетения, часовым производством Василия Платова и уже вполне развитой промышленностью. Например, из кирпича Голицынского керамического завода построено немало московских зданий. На всех пограничных заставах России несут службу выпускники Голицынского пограничного института.

Но каждый город, каждый населенный пункт – это прежде всего люди. В преддверии юбилея мы поговорили с голицынцами и попросили поделиться впечатлениями прошлого и мечтами о будущем.

«Старое Голицыно» – читать всем

Мария Лобанова родилась в Москве, она историк по образованию, окончила исторический факультет Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Восемь лет назад Мария продала квартиру в столице, залезла в долги и купила земельный участок на Комсомольском проспекте в Голицыно, где семья построила дом. По привычке решила в интернете почитать что-нибудь об истории места, ставшего родиной для ее троих детей, и обнаружила, что информация о Голицыно крайне скудна. И Мария начала добывать ее самостоятельно, выкладывая свои находки во «ВКонтакте». Так появилась группа «Старое Голицыно».

Мария в классических традициях краеведения ходит с опросами по местным жителям, работает в архивах. Наладились связи с интернет-сообществами историков и краеведов, где появляются новые материалы, – сканы книг, карт местности, малоизвестных первоисточников, документов. В них иногда упоминается подмосковное Голицыно. Эти упоминания раньше было почти невозможно найти, но благодаря поисковым системам эффективность работы многократно возросла.

– Я знаю, где искать, потому что работала в том числе и редактором энциклопедии «Кирилл и Мефодий», – рассказывает Мария. – Там многому научилась и навыки применяю для поиска информации о том месте, где живу.

Страницы «Старого Голицыно» просто обязательны к прочтению жителями города, интересующимися его историей. Здесь и множество фотографий, и удивительные истории домов, и такая рубрика как «10 фактов о…», рассказывающая о достопримечательностях голицынских проспектов.

Каким же увидела Голицыно Мария Лобанова восемь лет назад, выбрав для жизни этот город?

– Первое время после Москвы, ухоженной и вылизанной, где все было налажено и понятно, в Голицыно мне было тяжело. Вплоть до того, что тогда здесь нигде не принимали кредитные карточки, пандусов у магазинов не было, а маме с детской коляской это крайне некомфортно. К счастью, на моих глазах многое поменялось к лучшему. Голицыно до сих пор не идеал, но за последнее время ощутимо улучшилась ситуация, например, с детскими площадками. Плюс этого небольшого провинциального городка в том, что все друг друга знают, общаются, и граница между властью и народом не является непреодолимой стеной. А еще одно преимущество – наличие в городе энтузиастов, таких как Катя Ванчикова, Саша Чугин, вокруг которых всегда движение и группы поддержки – касается ли это культуры, спорта или досуга.

«Мои мечты? Спорткомплекс!»

Артем Шаравара – выпускник Голицынской средней школы №2. По итогам ЕГЭ в этом году он набрал 100 баллов по русскому языку. Сейчас студент Всероссийской академии внешней торговли при Министерстве экономического развития, поступил на юридический международно-правовой факультет со знанием двух языков. С Артемом мы встретились на баскетбольной площадке. В баскетбол играет старший брат Никита, и Артем с удовольствием поменял секцию дзюдо на игровой вид спорта.

– Мне было 13 лет, когда наша семья в 2015 году переехала в Голицыно из Якутска, – рассказывает Артем. – Года полтора мучила ностальгия, хотелось назад, там остались ребята, с которыми дружил с детства. Удивило, что в Подмосковье зимой часто не бывает снега, даже на Новый год. В Якутске очень холодно, минус 50, сугробы почти в мой тогдашний рост, ходили в унтах, ватных штанах. А тут можно просто в джинсах. В Голицыно со временем появилось много друзей. Здесь уютно, атмосфера дружная, все всех знают. А сначала было тяжело, я ведь был необщительным, зажатым, не любил разговаривать, очень стеснялся. Наверное, это такая северная особенность, которую я перенял у «бородатых сибирских мужиков». А здесь я изменился, думаю, в лучшую сторону. Люди тут другие, все любят поговорить, поулыбаться.

– После выбранного тобой факультета весь мир будет открыт, останешься ли ты жителем Голицыно?

– Не знаю, как сложится жизнь, но родители отсюда не уедут, тут всегда будет родительский дом, куда я все равно буду приезжать.

– А есть ли мечты по развитию города, каким бы ты хотел его увидеть?

– Голицыно – маленький уютный город, даже не хочется, чтобы он вырастал, пусть таким и останется. Если добавить что-то, то, пожалуй, крытый многофункциональный спортивный центр — с бассейном, залами для игровых видов спорта, настольного тенниса. В нашем городке вся молодежь ездит заниматься в спортивных секциях в другие поселения: Звенигород, Одинцово. Когда я приехал, здесь вообще не было ни одной спортивной площадки, куда хотелось бы прийти поиграть. В последнее время все начало меняться к лучшему.

Артем с командой ездит на областные турниры в Рузу, Химки, Одинцово, представляя город в форме, на которой броско указана географическая принадлежность команды – Голицыно. Благодарен Игорю Штурбабину, организатору многих спортивных событий в городе, а также звенигородскому тренеру Олегу Черноситову, к которому ездил тренироваться.

Традиция помогать

Наша собеседница — директор школы №1 Ольга Валериевна Савченко:

— Мы сюда приехали в 1995 году. Муж военный, и я с ним. Первое, чем нас удивили голицынцы, — в съемный дом на Свердловском проспекте прибежали бабушки-соседки, кто с картошкой, кто с банками закаток — угощать. Это была поддержка молодой семьи. Возможно, их так тоже когда-то здесь встречали. Эти соседки, бесконечно добрые женщины, могли запросто посидеть с ребенком — моих, например, да и многих соседских детей вырастила Мария Ильинична Петраченкова. Увы, ее уже нет, но все до сих пор ее помнят.

Учительница географии Галина Петровна Козырь — классный руководитель 6 «б» класса, где сложилась добрая традиция: вместо покупки букетов к 1 сентября собирать деньги в помощь одной из голицынских семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью.

— Мне, педагогу с 36-летним стажем, приятно видеть, что занимаются благотворительностью мои бывшие ученицы, выпускницы нашей школы. Я вижу эту работу и понимаю, какой это большой организационный труд. Я ими горжусь. У таких родителей вырастут такие же добрые дети, — рассказывает Галина Петровна.

Многие голицынцы находят адресатов для помощи через благотворительный фонд «Доброе сердце», которым руководит Марина Савкина, член Общественной палаты округа. Фонд работает адресно — помогают тем, кто в этом нуждается. Это могут быть матери-одиночки в тяжелом материальном положении, многодетные семьи, те, кому приходится ухаживать за болеющим ребенком. Две акции стали традиционными — «Собери ребенка в школу» и «Стань Дедом Морозом». Список нуждающихся (имя, возраст, без указания фамилии) вывешивается на интернет-странице фонда, и в течение двух дней порядка сотни подопечных нарасхват «разбираются» благотворителями.

Жанна Сабирова, мама болеющего ребенка, не смогла сдержать слез, когда рассказывала, как вовремя подоспела помощь от земляков. А ее подруги, Галина Полянская и Евгения Кургузова — мамы школьников и активные участницы коллективной благотворительности, поделились впечатлениями голицынского детства:

— Возле пешеходного моста был рыночек небольшой, там торговали всякими домашними овощами-фруктами бабушки с гиревыми весами — с чашками и носиками-уточками. В железнодорожных магазинах можно было выпить стакан сока на разлив из стеклянных конусов. Дома углем топились, а газ был привозной, в баллонах, ехала машина по улицам и гудела, пустые баллоны люди выносили, полные забирали.

И немного от автора

Я родился в Голицыно, в роддоме на Крестьянском проспекте. Мои первые детские воспоминания – лесхозные дома на Петровском шоссе, за которыми начинался лес. Поселок состоял из множества «слободок». У нас это были дома лесхоза, ДЭУ, Керамики, Девятка, станция. По каждой можно было определить основную профессию обитателей: лесничие, дорожники, рабочие керамического завода, пограничники, железнодорожники…

По прямым проспектам поселка мы, дети этого разночинного люда, под безумной красоты сентябрьским желто-багряным листопадом шли в школу. Историческую, построенную еще до революции как гимназия, а на моей памяти она именовалась 128-й железнодорожной, впоследствии – Голицынской №3. Остались в памяти весенние ручейки вдоль проспектов, по которым плыли наши бумажные кораблики, знаменитая желтая бочка с квасом производства местной потребительской кооперации, магазины различных ОРСов (отделов рабочего снабжения) на железнодорожной станции.

Я помню времена, когда в Голицыно было собственное стадо коров, и нанятый пастух рано утром извещал об отбытии на пастбище громкими щелчками длинного кнута. Хозяйки выгоняли своих буренок. Корова была и в нашей семье, отец даже оказался последним из стариков, кто находил силы на содержание домашней скотинки. Молоко было промыслом – его охотно покупали московские дачники, целыми семействами приезжавшие летом на отдых. Да и зимой по выходным их было много. С лыжами они выгружались из электричек, чтобы вдоволь нагуляться по накатанной в окрестных лесах лыжне, надышаться морозным воздухом на целую рабочую неделю.

На реке Вяземке мы расчищали снег, и стучали по льду клюшки, шипели коньки. Шайбы метко попадали в створ импровизированных ворот – их изображали чьи-то черные валенки. Помню лодочную станцию (увы, сгорела), футбольное поле рядом с ней – ныне его тоже не существует. Поселковый футбол переместился на стадион возле нашей школы, и баталии продолжались до позднего вечера, команды стояли в очереди, чтобы поиграть. Помню старую библиотеку, в которой я когда-то перечитал множество книг, а фантастику – так просто целыми полками. Неподалеку от нее почта, с ее запахом сургуча, чернильными ручками и бланками телеграмм. А «Октябрь»? Это сейчас он стал клубом с кружками и замечательными детскими и взрослыми коллективами. А тогда это был кинотеатр. О, эти красного цвета откидные фанерные ряды кресел… 10 копеек детский билет, 45 – взрослый. В этом кинотеатре не пахло попкорном. Так, немножко налузганными семечками… После сеанса открывались двери, и толпа малолетних краснокожих, истошно улюлюкая, вырывалась на голицынские проспекты под впечатлением от творчества самого югославского из гэдээровских могикан Гойко Митича. Взрослые, в том числе наши учителя (мы видели их идущими в кино), предпочитали фильмы о страданиях братского индийского народа. Джимми-Джимми. Ача-ача.

Я помню Голицыно в годы, когда до него еще не дошла газификация, люди топили дровами и углем, которые привозили машинами, высыпали перед домами. Зимой, в безветренные морозные трескучие вечера, дымки из печных труб уходили в звездное небо идеально ровными струйками. Это было очень красиво, особенно с высоты железнодорожного моста на станции. Свистели электрички, уносящие свои желтые окна куда-то в другую, бурную и интересную столичную жизнь. Москва рядом, и туда можно было съездить – в театр ли, в цирк, в музей, да куда угодно. Но наша жизнь оставалась здесь, на этих неспешных тихих проспектах, усыпанных то осенними листьями, то весенними лепестками цветущих яблонь и вишен, то снегом. Год за годом, день за днем. И наша голицынская жизнь останется с нами навсегда. Родина, как мама, всегда в сердце, всегда для тебя одна.

Расскажите о нас в социальных сетях: